С 1 января 2011 года ставки обязательных страховых взносов во внебюджетные фонды повысились с 26% до 34%. Для компаний, использующих упрощенную систему налогообложения, выплаты возросли с 14% до 34%. В свете данных изменений множество работодателей вынуждены экспериментировать с себестоимостью, чтобы не возвращаться к «теневым» схемам выдачи заработной платы.
«Увеличение выплат прежде всего отражается на прибыльности компаний, – комментирует Вера Анисцына, руководитель группы подбора персонала Кадрового центра «ЮНИТИ». – Для сохранения рентабельности работодатели ищут способы снижения затрат, самыми простыми из которых являются уход от уплаты налогов и поднятие цен. Организации, с трудом ушедшие из «тени в свет», сопротивляются возврату, пытаясь снизить себестоимость. Но, похоже, креатив на пределе».
По данным исследования, проведенного Лабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики, вернуться к практике «конвертных» выплат собираются 19% участников опроса.
«Государство пошло по пути наименьшего сопротивления. Вместо того чтобы бороться с теми, кто не платит налоги, оно решило обложить еще большими «белые» компании, – делится своим мнением Сергей Пархоменко, генеральный директор PR-агентства «Идеи&Решения». – Рост налогов для нас – 20%! И это для PR, где зарплата – основная статья себестоимости! Цены смогли поднять только на 10% – клиенты не готовы воспринимать больший скачок. Прибыль свелась к нулю. Прыгаем через голову, пытаясь компенсировать налоги снижением себестоимости, работаем на износ. Конкуренты же «вчерную» по-прежнему увеличивают свою прибыль».
По мнению Ольги Горюновой, руководителя департамента по работе с клиентами КЦ «ЮНИТИ», стратегии подбора персонала и спрос на кандидатов постепенно претерпевают изменения: «Нововведения пока не становятся причиной сокращения штата. Компании стараются максимально использовать опытных специалистов, переложив с них рутину на низкооплачиваемый персонал. Те, кто не сдается и не «уходит в тень», вынуждены резко повышать эффективность и интенсивность работы сотрудников».