В ходе обсуждения закона «О теплоснабжении» и особенно в связи с принятием федерального закона «Об энергосбережении» полемика вокруг перехода к расчетам за тепло по приборам учета приобрела нешуточный размах. Вопрос этот действительно важен, ведь он затрагивает интересы всех без исключения граждан страны и охватывает целый ряд действительно актуальных проблем. Например, таких как выбор качественного и надежного оборудования, организация прозрачной системы расчетов или создание эффективных механизмов тарифного регулирования. Однако сегодня на повестку дня зачастую выносятся весьма странные тезисы, в основе которых лежит обыкновенная подмена понятий. Так, например, нужно четко разделять беспристрастный учет тепла и справедливый подход к формированию счетов за него. Ведь это совершенно разные вещи.
Как правило, после установки прибора учета тепла потребитель ожидает снижения размера платежей за отопление. Чаще всего эти расчеты оправдываются. Тем не менее иногда возникают ситуации, когда плата возрастает. Например, если дом ветхий, стены промерзают и в квартирах сквозняки, а плата по нормативу (за м2) была относительно низкой, то вполне вероятно, что вместо ожидаемой экономии жильцы получат еще большие счета. Конечно, никто не хочет платить больше. Поэтому очень часто можно услышать разговоры о том, что устанавливать теплосчетчики в домах старой постройки несправедливо.
Однако приборы учета лишь отражают ту ситуацию, которая сложилась в теплоснабжении города, микрорайона или конкретного дома. На пути к цивилизованному рынку теплоснабжения, где потребители и поставщики энергии являются партнерами, объективный учет просто необходим. Да и сложно говорить о справедливости, не имея реальной картины потребления. «В Западной Европе, где споры вокруг перехода к расчетам за тепло по факту уже давно утихли, показания теплосчетчика являются сегодня единственным основанием для коммерческих расчетов между поставщиками и потребителями, – комментирует Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства компании Kamstrup, ведущего мирового производителя приборов учета тепла. – Поэтому можно сказать, что современные ультразвуковые приборы, такие как MULTICAL® и ULTRAFLOW®, позволяющие обеспечить достоверный учет, являются закономерным результатом эволюции европейского рынка тепловой энергии. Именно к такой модели взаимоотношений должен стремиться сегодня и российский рынок централизованного теплоснабжения».
Учет не может быть более или менее справедливым, но он должен быть беспристрастным, то есть точным и не зависящим от желаний какой-либо из сторон. Как использовать результаты измерений и на чей счет относить большие теплопотери – это, безусловно, важный вопрос. Но прежде их нужно измерить и зафиксировать, другого решения проблемы просто не существует. Если же каждый станет решать, выгоден ему прибор учета или нет, то ни о какой беспристрастности говорить нельзя. Равно как об энергосбережении, экономии средств и реконструкции ЖКХ. Такой выборочный учет не сможет дать общей картины, выявить те проблемы отрасли теплоснабжения, которые требуют решения в первую очередь. Поэтому избирательная установка теплосчетчиков просто-напросто сделает их использование неэффективным. Следовательно, никакого прогресса в развитии отношений между поставщиками и потребителями тепла не будет.
Более того, специалисты считают, что соблюдение принципов справедливости в расчетах за коммунальные услуги возможно только при условии повсеместного внедрения приборного учета. «Сегодня в российском теплоснабжении сложилась не вполне здоровая ситуация, - объясняет Николай Суслин, директор компании «Теплосервис» (г. Реутов). - На каждой границе балансового раздела сталкиваются интересы двух сторон – теплосети и ее абонентов, одна из которых заинтересована во внедрении приборного учета, а другая, наоборот, очень этого не хочет. Кто из них какую позицию занимает, зависит от различных местных условий: состояния теплотрасс и подключенных к ним объектов, действующих нормативов и тарифов на тепловую энергию и пр. Побеждает в этом споре тот, кто имеет более мощные административные рычаги. В такой ситуации нельзя говорить ни о беспристрастном учете, ни о справедливой системе расчетов. До тех пор, пока у нас не будет закрепленного законом, единого для всех регламента использования приборов учета, исключающего любые двоякие трактовки, ни о каком балансе интересов говорить не приходится».
Не имея точных данных о расходе тепла, нельзя сделать и однозначных выводов о необходимости проведения энергосберегающих мероприятий или об их эффективности. А это может существенно затруднить реализацию федеральной программы капитального ремонта, направленной как раз на приведение старого жилого фонда в соответствие с современными требованиями, от чего жители «неблагополучных» кварталов только выиграют. Обеспечить же баланс интересов (т.е. справедливость) при расчетах за тепло может система компенсаций за высокое теплопотребление для обитателей ветхих домов. Но решение подобных вопросов находится в ведении государственных и муниципальных властей.
Нельзя забывать и о нуждах теплоснабжающих организаций. Ведь они просто не смогут свести баланс, если половина абонентов станет рассчитываться за фактически потребленное тепло, а другая половина получит в пользование безлимитный источник энергии за фиксированную плату. Убытки теплосетей станут в этом случае нормой, а жители некоторых населенных пунктов могут и вовсе остаться без централизованного теплоснабжения.
Но и это еще не все. Давайте представим себе ситуацию в муниципальных образованиях, основу жилого фонда которых составляют дома старой постройки – а таких немало. Как правило, вся их инфраструктура имеет одинаковую степень износа, т.е. ветхими являются не только дома, но и городские коммуникации. А значит, основная часть теплопотерь здесь приходится уже не на жилые здания, а на находящиеся в аварийном состоянии теплотрассы. Однако если в домах нет теплосчетчиков, то отделить эти потери от внутридомовых просто невозможно. Поэтому велика вероятность, что оплачивать отопление улицы придется жителям населенного пункта. При этом ремонт и модернизация теплосетей могут навсегда остаться в перспективных планах. Какая уж тут справедливость!
Эффективные преобразования в ЖКХ и улучшение условий жизни обитателей многоквартирных домов (независимо от года их постройки) возможны только в том случае, если на карте коммунальной системы отсутствуют белые пятна. Ведь если проблема не локализована, она не будет устранена. Именно поэтому введение всеобщего беспристрастного учета потребляемых ресурсов сегодня так необходимо. Конечно, вопросы обеспечения справедливости расчетов за коммунальные услуги также не должны оставаться без внимания органов государственной и муниципальной власти. Однако ни одна из этих проблем не может быть решена в ущерб другой.
Анастасия Колчева, компания Kamstrup