12.10.2010 00:00
Новости.
Просмотров всего: 7602; сегодня: 1.

Учиться для школы или для жизни?

Учиться для школы или для жизни?

В магнитогорском Дворце культуры металлургов имени С. Орджоникидзе прошел третий тур Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2010». «Круглый стол образовательных политиков» был посвящен вопросу: Для чего нужно учиться? Ведущая круглого стола Тина Канделаки каждому из пятерки победителей задавала вопросы: Ради чего нужно учиться в нашем информационном обществе? Чему надо учить? Как учить? Принял участие в дискуссии и Министр образования и науки Российской Федерации Андрей Фурсенко.

«На вчерашней встрече мы с вами очень интересно поговорили, - отметил глава Минобрнауки России. - Я услышал от вас много нового, задался некоторыми вопросами». Министр пожелал победы сильнейшему из конкурсантов, отметив, что среди участников царит прекрасная атмосфера. Есть, впрочем, и спортивная злость, но она накладывается на хорошие отношения между педагогами. «Желаю вам проявить свои спортивные качества, - подытожил Андрей Фурсенко. - Для меня вы все победители».

Сегодня ребята приходят в первый класс уже с определенным набором знаний, почерпнутым в сети Интернет. «Так ради чего вообще учиться в информационном обществе?» - задала первый вопрос участникам круглого стола Тина Канделаки.

Все, что нас окружает, — это информация. «Делает информацию знаниями то, что пропущено через необходимость, - уверен учитель русского языка и литературы из Вологодской области Вячеслав Вахрамеев. - В информационном пространстве должно брать то, что нужно уму и сердцу наших детей». Более того, он отметил, что учитель должен использовать во благо даже то, что на первый взгляд кажется злом. Например, новый пласт культуры — сетевой — породил явление хакерской поэзии. «Детям нравится!» - свидетельствует учитель.

«Я могу стараюсь научить на своих уроках тому, чтобы ребенок брал из информационного пространства только то, что именно ему важно и ценно, чтобы он умел оперировать этими вещами, - говорит Гульнара Сабитова, учитель русского языка и литературы из Челябинска. - Мы в качестве учителей можем помочь ребенку в формировании мировоззрения». Если у учителя это получитмся, то уже ни в каком информационном пространстве ребенок заблудиться не сможет. Значит, он всегда сможет отличить плохое от хорошего и знать, в каком направлении ему двигаться.

Преподаватель математики из Москвы Михаил Случ считает, что ребенок сейчас оказался в том мире, где ему открыто очень многое. «Мне кажется, что одна из задач школы, - научить ребенка коммуникации с этим миром, помочь ему сделать этот мир своим», - сказал он. Объемы окружающей информации растут, и в этом смысле огромный вопрос: как ребенку выбрать свое в этом мире. Михаил Случ считает, что в данном контексте неким провайдером может стать школа.

«Реальность — это галлюцинация, вызванная отсутствием интернета», - уверена учитель химии из Грозного Роза Халадова. По ее мнению, ребенок понимает, что никакая информация, которую он получит в интернете, не заменит ему душевного тепла учителя.

Андрей Гарифзянов, преподаватель биологии и химии из Тульской области, уверен, что роль школы и учителей — показать подходы в работе с информацией.

В этом контексте у ведущей круглого стола возник еще один вопрос: А что такое успех в сегодняшнем обществе?

Вячеслав Вахрамеев отметил, что успех каждый осознает по-своему: слава, деньги, положение. «Школа должна дать ребенку прожить как можно больше ролей — социальных, экономических, и этим помочь ему стать успешным, - уверен он. - То есть не готовить к жизни, а чтобы школа уже была жизнью».

Гульнара Сабитова считает, что если ребенок сможет найти тропу к пониманию себя и окружающего мира, то это успех. «Каждый из ребят особенный и по-своему понимает успех», - уточнила при этом она.

«Мое понятие слова успешность — это самодостаточность, - говорит Роза Халадова. - Человек должен найти свое место в жизни». Оно абсолютно не связано с борьбой. Человек должен найти свое место в жизни. Детей, по ее словам, необходимо ориентировать на то, что мы живем не для того, чтобы получить образование, а получаем образование для того, чтобы хорошо жить.

«Почему мы воспринимаем успех как достижение каких-то высот?», - риторически поинтересовался Андрей Гарифзянов. А ведь для кого-то знаком того, что он состоялся в жизни, является наличие детей и семьи.

«Кто должен учить детей бороться с невзгодами этого мира?», - задала вопрос Андрею Фурсенко Тина Канделаки.

Глава Минобрнауки России признался, что в жизни всегда исходил из того, что мир добрый. И поэтому никогда не собирался бороться. Понятно при этом, что иногда человеку приходится себя отстаивать, доказывать свою правоту и убеждения. «Школа должна учить ребят быть открытыми по отношению к миру, - сказал Андрей Фурсенко. - Я не сторонник непротивления, но считаю, что мы слишком увлеклись борьбой».

Как учить в современной школе современных детей, зависимых от интернета? На этот вопрос Вячеслав Вахрамеев отвечает: «Надо встать с ними на один уровень и ни в коем случае не врать, потому что дети очень хорошо понимают, когда им врут», - сказал педагог.

Интернет, по мнению Розы Халадовой, приносит для учащихся и учителей только пользу. «Потому что у учителя тоже есть возможность самореализоваться и увеличить свой объем знаний, - говорит она. - И естественно, если у нас ребенок идет впереди с Интернетом, то учитель со своей старой закалкой не может быть авторитетом для ребенка, хотя должен и обязан идти в ногу со временем и с ребенком».

«Учитель – это всегда шире, чем предмет, - считает Михаил Случ. - Должно быть у учителя что-то, что позволяет ученикам задавать вопросы, например, здравый смысл». Ееще одно свойство характера, которое, на взгляд Михаила Случа, очень важно для учителя, - это совесть.

“Родители сдают своих детей в школу,как в камеру хранения,на десять лет, чтобы потом получить что-то готовое, - говорит глава Минобрнауки России Андрей Фурсенко. - Такое ощущение, что школа должна все, а от родителей дети особо и не зависят». На самом деле, по мнению Министра, от родителей зависит самое главное. Школа помогает, но не стоит только ее делать ответственной за все, что происходит с ребенком.

Учителя должны дружить с детьми, уверена Роза Халадова. «Если учитель ограничивается только тем, что дает знания, готовит к ЕГЭ, то не получится атмосферы доверия, - говорит она. - Учитель должен спускаться на их уровень». Тогда между детьми и учителями будет сообщество.

Мы живем в мире, абсолютно многостороннем, шикарном и уникальном. «Показать, что конкретно нужно сделать, чтобы получить результат, мы не можем, - говорит Андрей Гарифзянов. - Но мы можем показать путь к результату». Поэтому учитель тянется за ребенком. По его мнению, спускаться на один уровень с учеником неправильно. Учитель не должен стоять или идти за учеником. Все-таки педагоги должны быть чуть-чуть впереди. Ведь главная задача любого учителя — передача социального опыта».

В заключение Андрей Фурсенко поблагодарил участников беседы. «Я очень надеюсь, что эта дискуссия продолжится, - сказал глава Минобрнауки. - И будет затрагивать все больше и больше учителей. И для того чтобы добиться успеха, и потому, что это очень интересная тема».

Всероссийский конкурс «Учитель года России» проводится с 1990 года. Учредители конкурса: Министерство образования и науки Российской Федерации, Профсоюз работников народного образования и науки Российской Федерации, «Учительская газета». Основные мероприятия «Учителя года России – 2010» состоятся с 23 сентября по4октября 2010 года в Магнитогорске Челябинской области, церемония награждения абсолютного победителя – 5 октября 2010 года в Москве.

Пресс-центр организован Коммуникационным агентством АГТ

Магнитогорск Челябинской области является моногородом в соответствии с официальным перечнем моногородов, утвержденным Правительством Российской Федерации. Моногород - населенный пункт, экономическая деятельность которого тесно связана с единственным (градообразующем) предприятием или группой жестко интегрированных между собой предприятий. Развитие моногородов России предусматривает меры по диверсификации экономики, развитию социально-экономического положения и улучшению городской среды.


Ньюсмейкер: Пресс-центр Года учителя — 81 публикация
Поделиться:

Интересно:

Как законно снизить налоговую нагрузку
28.03.2024 17:56 Консультации
Как законно снизить налоговую нагрузку
Предприниматели имеют право и законную возможность уменьшать налоги. Одна из самых очевидных мер – подбор оптимального налогового режима. Так, многим предпринимателям доступна упрощенная система налогообложения (УСН) с простой и понятной формой отчетности, ставкой до 6 или 15% в зависимости от...
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
28.03.2024 12:18 Аналитика
О своих мечтах об отдыхе поделились российские дети
В преддверии II Всероссийского конкурса юного художника «Место в России, где я мечтаю побывать», который стартует 1 апреля 2024 года, эксперты Национального туроператора Алеан рассказали, куда хотели поехать дети, исходя из анализа работ прошлого года. Дети в возрасте от 6 до 15 лет поделились...
562 года назад на престол взошёл Иван III
28.03.2024 10:44 Новости
562 года назад на престол взошёл Иван III
В историю он вошел в первую очередь как собиратель русских земель и, по сути, создатель единого государства Российского, созидатель и мудрый дипломат – при Иване III не только расширяются границы, но и создается прообраз системы управления страной – пишутся единые законы, утверждается...
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
27.03.2024 18:03 Новости
Ранее неизвестные петроглифы описали российские ученые
Группа ученых из Кемеровского государственного университета во главе с доктором исторических наук Ольгой Советовой описала ранее неизвестные петроглифы, обнаруженные в ходе экспедиций последних трех лет. Среди найденных рисунков неожиданно оказалось и крайне редкое изображение парохода. Основной...
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
27.03.2024 17:20 Новости
Неизвестный объект археологического наследия найден в Подмосковье
В подмосковном городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского городского поселения археологи провели превентивное обследование территории, прилегающей к скверу Дулевского фарфорового завода. В результате был обнаружен ранее неизвестный исторический слой, который уже признан вновь выявленным объектом...