В Екатеринбурге обсудили инструменты стимулирования спроса на офисные площади. Эти вопросы участники рынка рассмотрели на одноименном круглом столе, организаторами которого выступили Администрация города, представительство Гильдии Управляющих и Девелоперов на Урале и коммуникационная группа Ekbpromo.
Как рассказал заместитель председателя КОБОН администрации г. Екатеринбурга Олег Китаев, с 2006 года по настоящий момент число деловых центров в городе выросло более чем вдвое, с 30 по 65 объектов. На начало сентября 2010 года, по его словам, объем качественных офисных площадей в городе составляет 719,1 тыс. кВ.м. Среди них класс «А» – 12 объектов (146,6 тыс. кв.м.); класс «В» - 43 объектов (422,2 тыс. кв.м.); класс «С» 10 объектов (150,3 тыс.кв.м.).
Как рассказал вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев, городские власти создают благоприятную экономическую обстановку в столице Урала для активизации деловой активности, тем самым стимулируют спрос на офисную недвижимость. Кроме того, мэрия Екатеринбурга участвует в профильных выставках и форумах с целью популяризации города в бизнес-среде страны.
По словам главы представительства Гильдии Управляющих и Девелоперов (ГУД) на Урале Андрея Бриля, проведение в настоящее время классификации бизнес-центров в городе позволяет не только структурировать местный рынок офисной недвижимости, но также и сделать его более понятным для международных и федеральных арендаторов. Он напомнил, что с начала 2010 года были классифицированы бизнес-центра «Палладиум», «Сенат», «NEBO», «Корин-Центр». До конца года, добавил Андрей Бриль, будут сертифицированы еще 26 деловых центров.
«Классификация офисных центров – полезна для рынка недвижимости», - считает руководитель PR-службы БЦ SUMMIT Оксана Арсентьева. Как она сообщила, БЦ SUMMIT претендует на класс «А» и до конца текущего года надеется пройти с успехом классификацию. Напомним, БЦ SUMMIT планируется ввести в строй в декабре текущего года.
По мнению коммерческого директора компании «Смартформ» Антона Кузина, на рост спроса на тот или иной объект влияет его IT-инфраструктура. Если собственник или УК возьмет на себя решение данных вопросов, это позволит увеличить спрос среди арендаторов. «Арендатору не нужно будет строить и поддерживать собственную IT-инфраструктуру, что сэкономит время и затраты на содержание штатного сотрудника», - полагает Антон Кузин. Немаловажно в этом плане и качестве интернет-услуг. Например, какое предлагает компания «ИНСИС».
Заместитель директора страховой компании «Екатеринбург» Роман Капшитарь считает, что стимулировать спрос на бизнес-центр может страхование имущества объекта или гражданской ответственности перед третьими лицами. Это сильное дополнительное конкурентное преимущество офисного центра.
Еще один маркетинговый ход по стимулированию спроса на офисные площади предложила коммерческий директор AROMA Group Яна Сажина. Она уверена, что ароматизация кабинетов позволит привлечь в объект новых арендаторов и посетителей, обоняние - второй по степени важности орган чувств человека. Уже сегодня некоторые бизнес-центры города выбирают для себя фирменный запах. Например, в ТДиЦ «Европа» этот аромат - виноградный сорт Изабелла.
А вот собственник и управляющий торгово-офисным комплексом «На Многостаночников» Дмитрий Палтусов уверен, что в бизнес-центр привлекает стабильность стоимости арендной платы и уникальность помещений, которую легко придать при помощи креативности зонирования площадей. Ну а если все же, арендатор решил переехать из объекта, лучше расстаться с ним позитивно. Например, в качестве бонуса предложить услуги компании «Арт-Мувинг», которая переезд превратила в искусство.