По данным аналитического департамента компании «НДВ-Недвижимость», несмотря на мировой экономический кризис, уже в первом полугодии 2010 года российские и иностранные ритейлеры проявляли высокий интерес к торговым площадкам Москвы. В частности, в апреле на столичный рынок вышел крупный японский оператор Uniqlo: первый универмаг одежды эконом-класса открылся в ТРЦ «Атриум». О планах открыть гипермаркет площадью 1700 кв.м. в Москве заявил французский одежный оператор Kiabi.
Также некоторые региональные ритейлеры, не пострадавшие в период кризиса, нашли ситуацию благоприятной для выхода на московский рынок. Из-за экономического спада и банкротств ряда торговых компаний, в торговых центрах и коридорах Москвы освобождались зачастую очень выгодные площадки и арендные ставки в целом были снижены, отмечает аналитический департамент компании «НДВ-Недвижимость». Можно было наблюдать активную экспансию региональных сетей на освобождающиеся площади в столичных торговых центрах.
Так, например, среди крупноформатных торговых операторов можно выделить питерскую сеть «Дети», заявившую в начале года о планах выхода на московский рынок. И если раньше магазины оператора открывались в формате супермаркета (250 ― 800 кв.м.), то на рынок столицы компания вышла уже в формате гипермаркета (1500 ― 3000 кв.м.). Укрупнение формата магазинов сделает сеть более явным конкурентом «Детского мира».
В продуктовом ритейле также появится новый игрок: сеть супермаркетов «Оливье». Первый магазин в Москве площадью 3 200 кв.м. будет открыт на Сущевском валу в сентябре 2010 года. Кроме широкого ассортимента товаров в нем также будут расположены кафе, магазин одежды, салон сотовой связи. В планах компании открыть порядка сорока магазинов в Москве и Подмосковье в течение 5 лет.
Из операторов торговой галереи стоит отметить вывод на рынок столицы компанией Inditex Group нового испанского бренда одежды, обуви и аксессуаров среднего ценового сегмента Uterqüe.
А также в скором времени ГК «Монарх» представит московским потребителям обувь американских марок: консервативную Naturalizer и ультрамодную Steve Madden. Первые монобрендовые магазины этих марок откроются в конце 2010 ― начале 2011 гг.
Активную экспансию на российский рынок планирует компания Alshaya Group. В планах ритейлера открыть к 2015 году около 150 обувных дискаунтеров Payless американской обувной компании Collective Brands Inc, причем в августе начнут работу 3 первых магазина в Москве.
В основном иностранные и федеральные сетевые операторы отдают предпочтение успешно функционирующим торговым центрам с удачным расположением и продуманной концепцией, а также исторически сложившимся торговым коридорам с высокой проходимостью. Это объясняется желанием ритейлеров снизить риски при выходе на рынок.
Также о возвращении на российский рынок заявили ритейлеры товаров класса «люкс», закрывшие свои магазины в связи с кризисом: Alexander McQueen, Stella McCartney, Vivienne Westwood. Сейчас ― в период восстановления экономической конъюнктуры и увеличения спроса на товары высокого ценового сегмента ― Москва является одной из наиболее привлекательных мировых столиц для развития люксовых операторов. Также в ближайшее время на площадку вернутся монобрендовые магазины Diesel, продолжат развитие на московском рынке международные ритейлеры Levi’s, Guess.
Особое внимание стоит уделить ресторанному рынку столицу. По оценкам экспертов о своих планах по выходу в 2010 году на московский рынок заявило рекордное количество (порядка 10) международных и федеральных сетей.
В итоге можно прогнозировать по итогам года открытие порядка 60 ресторанов и кофеен новых сетевых операторов питания. Однако ожидать на постризисном рынке открытия порядка пятисот (как заявляют многие СМИ) кафе и ресторанов в 2010 году не стоит. По самым оптимистичным прогнозам в столице откроется не больше 250 демократичных заведений до конца года.