Захватывая советскую территорию, нацистское руководство не просто не планировало заботиться о том, как будут выживать мирные жители. Нацисты, наоборот, планировали голод и уничтожение 20–30 миллионов человек. Целью «плана голода» было обеспечение продовольствием германской армии и населения Германии за счёт оккупированных территорий.
Оккупанты повсеместно грабили мирных граждан, массово расхищали те небольшие остатки продовольствия, которые оставались у людей после реквизиций и налогов нацистов. Жестокость по отношению к населению, мародерство, грабежи никаким образом не пресекались германским командованием. Жалоб на произвол немецких солдат и офицеров оно не принимало. Любые жалобы могли и влекли за собой аресты и расстрелы за «оскорбление немецкой армии».
В сельской местности осуществлялась настоящая политика грабежа. По рассказам очевидцев, там, где было что забирать, немцы отбирали всё: хлеб, молоко, яйца, мясо домашней птицы, свинину.
Вскоре после начала войны нацистское руководство объявило, что все пахотные земли, луга, пастбища, равно как имущество колхозов, совхозов и МТС, являются собственностью германской империи. Силой оружия гитлеровцы принуждали крестьян ухаживать за скотом, убирать урожай, возложив на них ответственность за сохранность всей сельскохозяйственной продукции и своевременную сдачу ее заготовительным органам.
Питались тем, что давали подсобное хозяйство, маленький огород, походы в лес. Иногда можно было из города выйти в окрестные деревни, чтобы продукты купить или выменять на какие-то вещи. За огородом следили и берегли как зеницу ока. Если рядом был водоем, то можно было наловить рыбу.
Готовили из того, что было.
«Морковный чай»:
«Очищенную морковь потереть на терке, высушить на противне в духовке с чагой, после чего залить кипятком. От моркови чай получится сладковатым, а чага даёт особый вкус и приятный темный цвет».
Особенно ценились ягоды и зелень. Например, ботва: зеленые части огородных растений, культивируемых только ради корней, клубней, луковиц или плодов. Ботва свеклы, репы, гороха, фасоли, редьки, брюквы, сельдерея, моркови, хрена, чеснока и пр.
Из ботвы готовили супы и пюре. А перетирая с остатками муки, делали запеканки или оладьи.
«Лепешки с лебедой»:
«Из семян можно наварить кашу. Листья высушить, перетереть или намолоть в муку. Их муки можно напечь лепешки».
С наступлением тепла жители городов собирали корни подорожника, ромашку. Крайне ценился лук как источник витамина С и «улучшитель вкуса».
Выручали дары леса. Потому что у солдат вермахта некоторые продукты вызывали страх и отвращение. Например, грибы их не привлекали. Немцы боялись отравиться.
Ели и крапиву. Молодые листья сразу же обрывали на еду и для сушки на зиму.
«Суп с крапивой»:
«Молодую зелень мелко порубить, отварить в подсоленной воде, по возможности сдобрить горстью дробленого зерна. Если есть подмерзшая картошка, найденная на картофельном поле, то ее надо помыть и порезать в суп».
«Каша со снытью»:
«Молодые побеги сныти можно засушить, запарить в чугунке, добавить в кашу, если есть крупа»
Из воспоминаний Василия Воронова (Воронеж):
«Основная еда: суп с молодой крапивой, тыквенная каша с кукурузной крупой, драники из картофеля, сахарная свекла. Летом собирали лесные яблоки и груши, вишни, сушили их, потом перетирали и делали лепешки из сухофруктов. Ловили рыбу в реке Потудань. На мелководье по речным берегам растет рогоз, у нас его называют чакан, некоторые путают с камышом. У чакана коричневые бархатистые соцветия-свечки, похожие на эскимо. Корни его резали на дольки, сушили, мололи в муку и пекли из нее лепешки. Весной собирали съедобные луговые травы – лук-скороду и купыри. Если удавалось достать зерно, мололи его на самодельных ручных устройствах, получалась мука крупного помола, из нее пекли хлеб. Чай заваривали из веточек малины, смородины, вишни».
Изображение (фото): проект «Без срока давности»