Судьба Максима Грека тесно связана с историей России. Связь эта одновременно славна и драматична. Здесь, в далекой «Московии», этот византиец, навсегда лишившийся отечества, смог найти свое призвание, здесь же он многие годы пробыл в заточении, а затем скончался на покое, его труды пополнили библиотеки самых взыскательных русских книжников.
Долгое время происхождение Максима Грека было сокрыто для историков. Русские источники, в частности «Сказание о Максиме Греке», приписываемое Исайе Каменчанину, называли философа «сыном воеводским», намекая на высокий статус семьи Максима, но умолчали о многих других деталях. Скрупулезное исследование И. Денисова позволило выяснить, что Максим Грек принадлежал к роду Триволисов и был известен в миру под именем Михаил. Знатный род Триволисов хорошо известен в Греции: он был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, один из предков Максима Грека занимал высокий пост константинопольского патриарха.
Михаил Триволис, которому суждено было стать Максимом Греком, родился около 1470 г. в городе Арте. У высокородного юноши были все возможности для получения блестящего образования. В библиотеке его родного дяди Дмитрия, являвшегося другом императорской семьи, можно было обнаружить самые разнообразные книги: ему была доступна литература христианских мыслителей и античных философов.
Около 1480 г. еще совсем юный Триволис переехал на остров Корфу, во владения Венецианской республики. С этого переезда начиналось знакомство молодого человека с европейской культурой – теперь уже прямое, а не опосредованное через книги, при этом католическое образование, несомненно, обогатило философа, не задев его православной идентичности. В Европе Триволис обучался и латинской, и греческой учености – в Падуе, Болонье, Ферраре, Милане и других городах он посещал, вероятно, лекции греков-эмигрантов.
Иноческий постриг Триволис принял 14 июля 1502 г. в стенах флорентийского доминиканского монастыря св. Марка. Интересно, что настоятелем этого монастыря некогда был известный проповедник Джироламо Савонарола. Исследователи почти не сомневаются в симпатиях, испытываемых Максимом Греком в отношении этого знаменитого оратора, обличавшего современные ему пороки общества. На это указывают как сочинения самого философа, так и ходившая на Руси легенда о сожжении «некоего учителя», у которого учились «любомудрию философьскому и всякой премудрости» сотни учеников, многие из которых были казнены, «токмо восемь их убежала во Святую гору, с ними же и Максим».
Этот постриг, принятый Михаилом Триволисом в католическом монастыре, казалось, должен был бы привести к полнейшей латинизации византийца. Ему мог быть уготован тот же путь, что и многим его соотечественникам, прижившимся в Италии после падения Восточной Римской империи. Но в 1504 г. он решил навсегда покинуть Западную Европу, теперь его путь лежал на Восток, а именно – на Афон, который имел статус духовного центра восточного православия. Здесь он принял новое имя – Максим – и стал иноком Ватопедского монастыря. Впоследствии в своем послании Ивану Грозному философ вспоминал о десятилетии жизни в стенах Ватопедского монастыря как о самых спокойных, наполненных созерцательным философствованием. После бурной жизни в итальянских городах, должно быть, афонское подвижничество способствовало душевному спокойствию Максима Грека.
Благовещенский Ватопедский монастырь, расположенный на северо-восточном побережье полуострова Афон между монастырями Эсфигмен и Пантократор, в настоящее время является вторым в иерархии афонских монастырей, а также одним из самых древних, обширных и богатых. Он имеет длительную историю, корнями уходящую в период раннего христианства.
В начале XVI в. Афон, хоть и являлся духовным центром православия, переживал далеко не лучшие времена. В 1453 г. Византия пала, и теперь благосостояние монастырей во многом зависело от богатой «милостыни», которую посылали сюда русские князья. В то же время русские духовные и светские власти обращались к инокам Святой Горы с просьбой о некоторых услугах. Великий князь московский Василий III в 1515 г. отправил на Афон богатые дары и одновременно попросил прислать в Россию книжного переводчика. Игумен и братия Ватопедского монастыря откликнулись на эту просьбу – среди посланных переводчиков был и инок Максим.
Присланных из Афона книжников поселили в Чудовом монастыре. Здесь, судя по записям современников, Максим Грек почти сразу привлек внимание. Необычайный ум и начитанность, широкий кругозор и необычный жизненный опыт делали из афонского инока незаменимого собеседника и учителя. Его келья превратилась в своеобразный «литературный клуб», куда приходили, чтобы выслушать, обсудить и узнать что-то новое. Среди любознательных собеседников Максима Грека оказались Вассиан Патрикеев, Иван Токмаков, Василий Тучков, Иван Сабуров, Петр Шуйский, Андрей Холмский, Федор Карпов и другие влиятельные при дворе лица.
Главным трудом Максима Грека как переводчика является переложение на русский язык Толковой Псалтири, одной из наиболее сложных и содержательных книг европейского средневековья. Свой перевод инок стремился сделать предельно верным и понятным, хотя в своем послании Василию III скромно отмечал, что многое из этой книги недоступно его разуму. Тщательно переписанная и переплетенная книга была освящена и торжественно преподнесена великому князю, сам же перевод признан образцовым.
Максиму Греку, столь преуспевшему в переводческой деятельности, стали поручать не только новые переводы, но и исправления старых. Эти правки афонца вызывали смешанное отношение у русской церковной элиты. Многим нравился перевод образованного грека, но у других, более консервативно настроенных лиц, эти правки вызывали ужас. Согласно сказанию о «Максиме философе», имела место и зависть иных книжников успеху иноземца. Главной же причиной трагичности судьбы философа стало то, что он, постоянно посещаемый влиятельными придворными лицами, оказался в гуще религиозного спора о церковном землевладении, который не стихал между двумя группировками: иосифлянами и нестяжателями. Жизненная позиция Максима Грека бескомпромиссно связывала его с нестяжателями, отрицавшими стремление церкви к обогащению; таким образом он оказался на проигравшей стороне.
В 1525 г. Максим Грек предстал перед судом по обвинению в ереси и сношениях с турецким правительством, а также в неприятии русской автокефалии. Философ был отлучен от причастия и заточен в Иосифо-Волоцкий монастырь. И только примерно в 1547–1548 гг., после неоднократных обращений восточных патриархов и митрополита Макария, который высоко ценил работы греческого мыслителя, Максима Грека переводят в Троице-Сергиев монастырь, где он, освобожденный от уз и обвинений, прожил последние годы своей жизни. Здесь же философ и был погребен у северо-западной стены Свято-Духовского храма. Точная дата его кончины неизвестна. По некоторым сказаниям, «великий страдалец Максим» скончался в декабре 1555 г.
И даже после признания Максима Грека его работы еще неоднократно вызывали дискуссии в русском обществе. Самый большой спор разгорелся в XVII в. в ходе знаменитой церковной реформы Патриарха Никона. В своих работах Максим Грек изложил учение о двуперстном перстосложении и сугубой аллилуйе. Авторитет работ греческого философа был столь высок, что реформаторы церкви объявили эти два сочинения подложными, поскольку считали старые обряды еретическими. Мнения о том, что Максим Грек на самом деле являлся сторонником трехперстного перстосложения, были распространены даже в XIX столетии. В частности, такое заявление (впоследствии убедительно опровергнутое) было сделано профессором Е.Е. Голубинским в работе «К нашей полемике со старообрядцами».
Оценивать личность Максима Грека, «первого интеллигента на Руси», по словам Д.С. Лихачева, необходимо в исторической перспективе. Он был современником не только Василия III, Ивана Грозного и Иосифа Волоцкого, но и Леонардо да Винчи, Николая Коперника и Герарда Меркатора. Будучи приверженцем догматов православной веры, он яро выступал против увлечения астрологией («Послание о Фортуне»), неразрывно связанной в ту эпоху с астрономией. Вместе с тем, он первым на русском языке известил об открытии Нового Света Христофором Колумбом.
Автор: Е.С. Евдокимова, Российский государственный архив древних актов (РГАДА).
Изображение (фото): РГАДА
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: