Автор: Александр Звягинцев
"От вашего отношения к делу зависят судьбы людей и поступательное развитие России", - сказал президент Путин на коллегии Генпрокуратуры РФ 17 марта 2021 года. Сколько в этом наказе для прокуроров духа и воли петровских предначертаний! И как в унисон звучат сегодня эти мысли с теми задумками, которые замышлял Петр I, учреждая прокуратуру в России более трех веков назад.
"Сей чин - яко око наше". Так царь Петр I лаконично определил смысл будущего существования и деятельности прокуратуры, учредив ее своим указом 303 года назад - 12 января 1722 года. Эта институция строилась в качестве органа, осуществляющего от имени верховной власти постоянный надзор за действиями и решениями сената, других центральных и местных властей. Рожденная провидческим гением Петра Великого, прокуратура создавалась как становой хребет государства российского. Основной ее задачей было бороться с произволом чиновников, местничеством, цементировать державные устои. Прокурорам также вменялось в обязанности действовать так, чтобы "злодеям быть в страх, а добрым людям в покровительство".
В своем указе "от генваря 12" император требовал подобрать на должности генерал- и обер-прокуроров достойнейших людей. Было отмечено: "В сии чины дается воля выбирать из всяких чинов". И тогда в строго иерархическом государстве при отборе "в прокуроры" руководствовались из принципа "зри в корень". И зрили. Претендента на эту должность оценивали по четким критериям - его образованности, честности, работоспособности и ответственности.
И здесь важно отметить, что, как бы ни изменялись задачи, стоящие перед органами прокуратуры, до и после Судебной реформы 1864 года и далее, прокуратура всегда оставалась главным законоблюстительным и правозащитным органом страны, соединяя порой в себе самые различные функции. С 1802 по 1917 год генерал-прокуроры, например, стали одновременно и министрами юстиции.
В одном из документов екатерининской поры, писанном более 200 лет назад, отмечено, что "должность губернского прокурора есть сверх меры многотрудна". И неспроста. В XVIII веке российской прокуратуре были свойственны не только те функции, которые рекомендовал Монтескье, разработавший принцип разделения властей. Прокуратура в лице генерал-прокурора вершила и судебную власть, и Тайная канцелярия ей подчинялась. Даже любимый кнутобоец Екатерины Великой Степан Шишковский подчинялся генерал-прокурору Александру Вяземскому. А Павел I, назначая на должность генерал-прокурора Александра Беклешова, наставлял: "Мы вдвоем будем делать дела в России: ты да я, я да ты". И правда - в конце XVIII века при Павле I без генерал-прокурора не решался ни один важный вопрос в государстве.
Важно отметить, что за все годы существования российской прокуратуры подавляющее число генерал-прокуроров, прокуроров и генеральных прокуроров ее возглавлявших, а также людей, в ней работавших, соответствовали высокой миссии блюстителей закона - "око государево". Среди них было немало незаурядных личностей, мудрых политиков, преданных своему делу законников, без дрожи в руках принимающих решения, и перед которыми "закон на цыпочки вставал". В их числе - такие видные государственные деятели, как П.И. Ягужинский, Я.П. Шаховской, А.А. Вяземский, А.А. Беклешов, Г.Р. Державин, Д.П. Трощинский, Д.В. Дашков, Д.Н. Блудов, П.В. Лопухин, Р.А. Руденко, блистательные юристы - Д.Н. Замятнин, Д.Н. Набоков, Н.В. Муравьев, мужественные и храбрые ратоборцы - А.Н. Самойлов, Д.И. Лобанов-Ростовский, Б.В. Кравцов, А.М. Рекунков.
По-разному складывались судьбы российских прокуроров. У одних их путеводная звезда долго стояла в зените славы - у таких, как А.А. Вяземский или Р.А. Руденко, состоявших в должности руководителя прокуратуры свыше четверти века; у других - наоборот - А.Б. Куракина, А.А. Хвостова, А.Ф. Керенского, П.Н. Малянтовича, М.И. Панкратьева, А.И. Казанника - она быстро скатывалась с небосклона. Будучи низверженными, они тем ни менее не падали духом и вопреки вожделениям своих гробокопателей многие из них поднимались и шли дальше, не боясь порой правду горькую отцам Отечества "с улыбкой говорить". Забота о чести мундира и достоинстве профессии была отличительной их чертой.
Разные это были люди и по характеру, и по внешности: сдержанно-простые и вальяжно-осанистые, сурово-решительные и лукаво-укоризненные. Одни были верными монархистами, другие - последовательными демократами, а третьи и вовсе - неистовыми революционерами. Одни с "грозящей веселостью глаз" безудержно рвались к власти, другие, напротив, ею не обольщались. Но были и такие, которые вообще с политикой амуры не водили, ибо никогда не верили посулам льстивых медных труб и были преданными "любовниками" только Фемиды и угодниками только закону - и таких было абсолютное большинство.
С сожалением, но все же приходится констатировать - имелись и такие, у которых общечеловеческие и душевные качества не всегда были на высоте. Они порой явно диссонировали с их высоким положением в обществе, профессиональным мастерством и образованностью.
Тем не менее, многие прокуроры являли миру образцы совершенства и пассионарности. Они не просто шли в ногу со временем, они часто опережали его. И безусловно, такие законоблюстители снискали право навечно остаться в нашей памяти, а особо отличившиеся - в пантеоне великих дел и доблести трехсотлетней прокурорской истории. Ведь дела их - велики и бескорыстны, а масштаб личностей многих - значителен. Хорошо понимая, что небрежение к закону подрывает доверие людей к власти и расшатывает державные устои, они, искренне озабоченные соблюдением действующего законодательства в стране, делали все от них зависящее, чтобы крепло могущество державы.
Поэтому смело можно сказать, что прокуратура России является одной из лучших прокуратур мира. Ведь она отличается от многих не только строгостью, но и гуманностью. Сама этика деятельности прокуроров предполагает верность долгу, преданность государству и внимание к человеку. "Я ласкательства от вас не требую, - писала в секретнейшем наставлении генерал-прокурору Александру Вяземскому Екатерина II. - Но единственно чистосердечное и обхождение и твердости в делах". А ведь требовалось тогда от прокуроров "в донесениях Императорскому Величеству поступать осторожно и рассмотрительно, дабы кому бесчестия не учинить".
Гуманность и строгость - это два базовых принципа, на которых уже более трех веков стоит российская прокуратура. В этой связи нельзя не вспомнить речь московского митрополита Филарета "О назидании ссыльных", который учил относиться к преступнику "с христианской любовью, с простотой и нисхождением, остерегаться всего, что унижает и оскорбляет: низко преступление, а человек достоин сожаления".
Однако при всем гуманизме вышеупомянутого постулата сегодняшняя прокуратура как специфическая надзорная государственная структура не может быть милосердна в ущерб "правовой и фактической доказательности". Об этом было сказано еще в эпоху великих реформ выдающимся юристом Анатолием Федоровичем Кони - человеком репутационно безупречным.
Радует, что к славной когорте достойнейших мужей нашего Отечества можно причислить немало прокуроров. Являя миру поступки, разумом и благородством исполненные, эти люди измеряли свою жизнь не годами, проведенными в прокурорском кресле, а реализованными деяниями и судили о прожитом дне не по урожаю, который уже собрали, а по тем всходам, которые только взошли, а также по делам, совершенным во имя добра и справедливости...
"Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять", -
наставлял служителей Фемиды и сильных мира сего выдающийся российский поэт, генерал-прокурор Российской империи Гавриил Романович Державин.
Надо сказать, что к чести российских руководителей государства и прокуратуры служителям Фемиды, не во вред службе увлекающимися научной работой или литературным творчеством, начальство их никогда сие увлечение в вину не ставило и "изменой" службе не попрекало. А некоторые руководители ведомства и сами сумели достаточно заметно отличиться на этом поприще.
Среди советских и российских прокуроров трудно найти другого, который имел бы такие далекие от юриспруденции увлечения и в которых он достиг подлинного мастерства - это прокурор РСФСР Н.В. Крыленко. Будучи доктором юридических наук, он был не только лидером в юридической науке и практике, но и признанным альпинистом, не раз штурмовавшим горные вершины, иногда даже в одиночку. О своих походах он написал несколько книг. Кроме того, Крыленко занимался развитием туризма, руководил Обществом охотников и шахматной организацией страны. Редактировал шахматный журнал "64 клетки" и был инициатором трех международных турниров в Москве (1925, 1935, 1936 гг.). А еще он был поклонником эсперанто и даже носил на груди зеленую звезду эсперантиста.
С именем и деятельностью Н.В. Крыленко неразрывно связана вся история становления органов советской прокуратуры. Он был автором проекта первого Положения о прокурорском надзоре, выступал против принципа "двойного" подчинения прокуратуры и сделал основной доклад на 3-й сессии ВЦИК 9-го созыва, принявшей в мае 1922 года закон об учреждении Государственной прокуратуры.
Но вернемся к дореволюционной России. Даже при таком строгом генерал-прокуроре, каким был Д.Н. Замятнин, сам человек необычайно добросовестный и требовавший подобной самоотдачи и от подчиненных, появился в органах прокуратуры столь выдающийся юрист и искусствовед, как Московский губернский прокурор Д.А. Ровинский, равно прославивший себя в двух ипостасях.
А при таком требовательном генерал-прокуроре, каким вошел в историю генерал-прокурор граф К.И. Пален, во всю мощь смог заявить о себе талантливейший юрист и литератор А.Ф. Кони, номинировавшийся в области литературы на Нобелевскую премию. Конечно же, для прокуроров он, прежде всего, незаурядный правовед. Фигура интересная, многогранная, но и сложная. Говорить и спорить о нем можно часами. В конце жизни он все-таки определил свое основное предназначение на Земле, сказав, что был и состоит "первым любовником богини Фемиды, любил ее всей душой и приносил ей жертвы". Уверен, что под этими словами могли бы подписаться многие прокуроры.
И так уже три века верно служат Государству Российскому и своему народу под сенью главного законоблюстительного органа страны сотрудники прокуратуры.
Сменяются эпохи. Приходят новые времена, а с ними и новые прокуроры, которые решают новые задачи - и что-то неотвратимо и закономерно меняется в деятельности прокуратуры. Но остается главное - стремление верой и правдой служить Закону, защищать права граждан, интересы общества и государства. И эти постулаты, определенные 303 года назад родоначальником "ока государева" - императором Петром I воспринимаются сегодня, как видится, действующим прокурорским корпусом, не только как дань благодарности - но и что очень важно - как реальный призыв к действию - священный долг, вытекающий из самой должности прокурора, которой они посвятили свою жизнь!
Изображение (фото): личный архив Александра Звягинцева
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: