В музее-заповеднике «Остафьево» стартовала совместная с музеем-заповедником «Горки Ленинские» выставка «Красные и белые», рассказывающая об агитационном искусстве первых лет существования Советского государства, особенностях его художественного языка и отражении исторических событий в плакатных произведениях.
«Все художественные приемы, которые мы видим у авторов агитационного искусства, с успехом используются современными мультимедийными технологиями, и потому актуальны и интересны как специалистам, так и зрителям, готовым искать в редких примерах политического плаката времен Гражданской войны ответы на сложные вопросы истории», – отметил директор музея-заповедника «Остафьево» Андрей Лоскутов.
В экспозиции представлены шедевры плакатного искусства времен Гражданской войны из фондов музея-заповедника «Горки Ленинские», в которых хранится крупнейшая в стране коллекция редких политических и бытовых плакатов 1918–1922 годов.
«С помощью наиболее ярких образцов агитационного искусства мы показываем многоцветную картину меняющегося каждый день мира глазами всех участников гражданского противостояния. Ведь именно в годы Гражданской войны политический плакат достигает своего расцвета как отдельный вид искусства. Ясность изобразительных средств, яркость запоминающихся образов, молниеносный отклик на происходящие события и широкое распространение обусловили целенаправленное использование плаката как наиболее эффективного средства вовлечения народа в политическую жизнь», – рассказала куратор проекта, начальник отдела научно-просветительской работы музея-заповедника «Горки Ленинские» Светлана Генералова.
Посетители смогут впервые увидеть ранее не выставлявшиеся работы одного из главных художников плакатного искусства, создателя знаменитых «Окон РОСТА» – печатных стенных газет Российского телеграфного агентства (РОСТА, ныне ТАСС) – Михаила Черемных. Среди них – плакат «Так больше на будет», один из лучших прообразов политического комикса.
Выставка демонстрирует, как в плакатном искусстве традиционные приемы иконописи, лубка и карикатуры сочетаются с особыми художественными подходами, свойственными динамичному и при этом лаконичному жанру плаката. Эти тенденции особенно ярко выражены в экономическом плакате «Силен пролетариат – сильна и кооперация!» художника Александра Аршинова, а также в лубочном плакате «Вручение пернача Атаману Каледину».
Фото: Минкультуры России.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: