Москва всегда была тесно связана с историей русского флота, начиная со знаменитого ботика Петра I, ставшего символом создания военно-морских сил России. Документы о поддержке отечественного кораблестроения сохранились в Главархиве столицы. Именно в подмосковном селе Преображенском создавали из дерева детали для первых судов, положивших начало русскому флоту. Здесь же была построена парусная фабрика для молодого Балтийского флота, пороховая мельница, кожевенный, суконный, шляпный и другие дворы для изготовления обмундирования моряков.
В Москве указом Петра I от 14 (25 по новому стилю) января 1701 года была учреждена «Школа математических и навигацких наук», находившаяся в Сухаревой башне. Наряду с морскими офицерами в стенах школы были подготовлены первые инженеры, артиллеристы, гидрографы, топографы и учителя для многочисленных гражданских «цифирных» школ. В числе ее выпускников — выдающийся полярный мореплаватель Семен Челюскин. Впоследствии город всегда активно участвовал и помогал в развитии судоходства в России.
Большое внимание в Москве уделялось снабжению флота. До 1806 года существовала специальная Московская адмиралтейская контора, которая заключала подряды и занималась приобретением различных вещей и материалов для адмиралтейства, приемом и доставкой в Санкт-Петербург денег и провианта, собиравшихся с губерний. Также контора надзирала за находившимися в Москве хозяйственными заведениями морского ведомства. Из сохранившихся документов можно узнать, что в 1802 году с помощью Московского городового магистрата Московская адмиралтейская контора поставляла для «служителей черноморских флотов» холст для рубашек и подкладок, золотые галуны для унтер-офицеров, полотно, сапоги, и многое другое.
После Отечественной войны 1812 года функции организации поставок для морского ведомства в Москве перешли к Комитету для подряда вещей, на обмундирование войск потребных. Из сохранившейся в Главархиве Москвы «Ведомости о количестве материалов, потребных к заготовлению на будущий 1821 года» известно, что, например, для «Черноморских портов» требовалось по 3000 нитяных и шерстяных чулок, столько же носков, 380 000 аршин (1 аршин – 71,12 см) рубашечного холста, 46 000 строевых сапог и других товаров. Отправлялся груз в Николаев. Потребности Балтийских портов были значительно больше. Так, рубашечного холста требовалось 666 700 аршин, 80 600 строевых сапог, 154 825 аршин овечьего сукна и даже 122 пары башмаков для школьников, не считая остального.
Благодаря подобным документам становятся понятны масштабы флотов того времени, их потребности. И это только те товары, что поставляли Москва и Московская губерния. Размах снабжения становится понятен, если учесть, что во второй половине XVIII — начале XIX века Российский военно-морской флот по количеству боевых кораблей вышел на третье место в мире. Развитие русского флота шло непрестанно на протяжении всего XIX века, но главный прорыв был сделан, когда парусные суда во второй половине столетия стали постепенно заменять на корабли с механическими двигателями.
Военно-морской флот России рос количественно и совершенствовался качественно. Эти процессы пользовались всенародной поддержкой. В 1908 году был даже создан Московский кружок обновления флота, устав которого сохранился в Главархиве Москвы. Его целью являлось «всемерное содействие развитию русских морских сил и средств до степени, соответствующей требованиям безопасности и пользы Отечества и к поддержанию их на уровне мирового прогресса». Для популяризации сведений о русском флоте кружок устраивал специальные собрания, съезды, организовывал чтения и лекции. В нем также проводились конкурсы с вручением премий и медалей за «полезные труды, разбор или решение вопроса по морскому делу». Кружок активно собирал средства в пользу флота, а с началом Первой мировой войны — и для раненых воинов, на закупку необходимых для нужд фронта и флота предметов. Московский кружок обновления флота действовал вплоть до 1917 года.
Фото: Проводы курсантов московского городского Клуба юных моряков, речников и полярников на летнюю практику в Северном речном порту. Автор А.Я. Изомар. Москва. 1968 г. Главархив Москвы.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: