Московские реставраторы начали применять в своей профессиональной практике систему лазерной очистки. Пока лазер использовался в экспериментальном режиме, но уже хорошо зарекомендовал себя при работе с различными материалами: камнем, деревом, металлом, керамикой и чугуном.
Лазерная система позволяет расчищать поверхности без механического и химического воздействия и при этом показывает хорошие результаты в сравнении с альтернативными методами.
«Одна из задач реставраторов — не просто сохранить исторический облик объекта, но и сделать это максимально щадящим способом. Для этого они продолжают искать новые методы и технологии. Что-то появляется в ходе эксперимента, что-то удается подсмотреть в других сферах и адаптировать для работы с памятниками, но всегда огромную роль в появлении таких методик играет инициатива самих реставраторов. В случае с лазером это результат симбиоза опыта, энтузиазма и упорства. Ведь прежде, чем начать применять его на объектах, специалистам предстояло сделать множество проб, изучить режимы и убедиться в его эффективности. Зато сейчас эффективность лазера уже продемонстрирована при реставрации таких памятников архитектуры, как церковь Петра и Павла на Новой Басманной и старообрядческая колокольня на Бауманской улице», — отметил руководитель столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Сам по себе лазер не является новинкой, сфера его применения достаточно широка: начиная от резки, сварки и пайки, заканчивая гравировкой, удалением татуировок и даже сложными операциями. В большинстве случаев его использование строится на выборе оптической интенсивности импульса, который ведет к нагреву, плавлению или испарению того или иного материала. Но в случае с реставрацией возникают сложности из-за большого многообразия материалов, с которыми приходится работать специалистам.
«Для каждого отдельного материала необходимо подобрать индивидуальный режим работы лазера так, чтобы он был эффективным и не наносил вреда. Например, для чугуна режимы подбираются достаточно быстро, а в результате он становится как новенький, как будто его только что отлили. А с той же керамикой все сложнее: необходимо учитывать еще и состав покрытия, чтобы добиться желаемого результата», — рассказал почетный реставратор Москвы Александр Урбанский.
Однако процесс расчистки поверхностей при реставрации по-прежнему остается трудоемким. Удаление внешних загрязнений происходит сантиметр за сантиметром, но даже такая скорость позволяет гораздо быстрее достичь результатов, чем механический метод. Особенно это касается рельефных поверхностей, углубления которых вручную до конца расчистить практически невозможно. Один из плюсов лазера — отсутствие какого-либо влияния на реставрируемый элемент, тогда как при химической и механической расчистке воздействию подвергаются не только наслоения, грязь и красочные слои, но и сам материал.
При работах в церкви Петра и Павла на Новой Басманной улице с помощью лазера полностью расчистили балясины и чугунные ступени с орнаментом на лестнице XVIII века. Сейчас специалисты работают с лазером на колокольне старообрядческой церкви во имя святой великомученицы Екатерины на Бауманской улице. Ее главки покрыты керамическими элементами, которые требуется очистить. Используя те части, которые однозначно не подлежат восстановлению, реставраторы экспериментальным путем подбирают оптимальный режим, чтобы приступить к расчистке сохранившихся элементов.
Сейчас специалисты во многом доводят работу с лазером до совершенства. В ближайшее время планируется опробовать данную технологию на скульптурных группах. При их реставрации больше половины времени уходит на расчистку, а различные детали и декоративные элементы бывают труднодоступны для традиционных инструментов.
Как отметили реставраторы, следующим этапом внедрения лазера в их деятельность станет разработка перечня режимов для работы с объектами культурного наследия из разных материалов и составление четкого алгоритма действий. Это необходимо, чтобы данная технология из перспективной превратилась в распространенную.
Фото: пресс-служба Департамента культурного наследия города Москвы.