05.02.2024 11:59
Новости.
Просмотров всего: 1496; сегодня: 2.

5 февраля 1943 года в блокадном Ленинграде была открыта Дорога победы

5 февраля 1943 года в блокадном Ленинграде была открыта Дорога победы

Временная советская железнодорожная линия Поляны - Шлиссельбург, известная как «Дорога победы», начала действовать 5 февраля 1943 года, и служила как более эффективная замена «Дороги жизни» для доставки грузов в блокированный Ленинград.

В отличие от «Дороги жизни», проходившей по Ладожскому озеру, «Дорога победы» пролегала по левому берегу Невы и по южному побережью Ладоги, проходя на некоторых участках в 3-4 километрах от немецких артиллерийских позиций, за что получила прозвище «коридор смерти». Дорога сыграла важную роль в обороне Ленинграда, в том числе и в полном снятии блокады.

Войска Волховского и Ленинградского фронтов 12 января 1943 года в ходе операции «Искра» перешли в наступление и 18 января объединились на левом берегу Невы, тем самым прорвав блокаду Ленинграда. Появилась возможность связать Ленинград с остальной страной дорогой по суше, заменив ледово-паромную переправу - «Дорогу жизни». В результате в тот же день Государственный комитет обороны Союза ССР принимает решение: построить в образовавшемся узком участке суши железную дорогу.

Строительство было поручено Управлению военно-восстановительных работ-2, которым руководил начальник Ленметростроя Иван Зубков, на выполнение задания было отведено всего 20 суток. Будущая трасса должна была проходить через болота и лесные массивы, а наиболее сложной задачей стало сооружение низководного моста длиной 1 300 метров через Неву. Для выбора места строительства моста были специально «подняты» городские архивы по реке, а также документы Балтийского пароходства.

В результате удалось выбрать место, где максимальная глубина реки достигает 6 метров, хотя скорость течения составляла 2 м/с. Отсюда и дугообразная в плане форма моста, так как это повышало его устойчивость к быстрому течению. Отдельной проблемой стали неразорвавшиеся снаряды и мины. Только на пути трассы было обнаружено 1 730 мин, 7 неразорвавшихся бомб и 52 артиллерийских снаряда.

Помимо этого, строительство велось в сильный мороз в условиях бездорожья и под непрерывным вражеским артиллерийским обстрелом. Для ускорения производства, дорогу строили по облегченным условиям с кривыми малого радиуса и крутыми подъемами, а вместо шпал порой использовали обычные бревна.

Железнодорожная линия Шлиссельбург - Поляны, построенная всего за 17 суток, была сдана в строй 5 февраля 1943 года. Ее длина составляла 33 километра, на ней находилось 3 моста - через Неву, Назию и Черную, и 3 разъезда, а также устройства для электро- и водоснабжения.

Вначале направление поездов на трассе чередовалось, и удавалось пропускать лишь две - три пары поездов в сутки. Для увеличения количества поездов был применен караванный способ: в одну ночь все поезда шли в Ленинград, в следующую - в обратную сторону. Интервал между поездами был сокращен, за ночь в одну сторону удавалось пропускать 16-25 составов.

По данным Музея обороны Ленинграда, летом-осенью 1943 года удалось наладить и пассажирские железнодорожные перевозки: сначала 2 пассажирских вагона в составе грузовых поездов, а затем и пассажирский поезд № 21/22 Ленинград - Москва. Рейсы по этой трассе в условиях постоянных обстрелов были очень опасными, путь называли «коридором смерти». «Дорога Победы» завершила работу 10 марта 1944 года.

Железнодорожники внесли существенный вклад в эвакуацию населения Ленинграда, снабжение войск вооружением и продовольствием, поддержку жизни города. Среди награжденных медалью «За оборону Ленинграда» - 15 тысяч железнодорожников.

Изображение из открытых источников.


Исторические события:


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 5065 публикаций
Сайт: rus.team/events/v-blokadnom-leningrade-nachala-rabotu-doroga-pobedy
Поделиться:

Интересно:

Парфюмеры дореволюционной России на ВДНХ
29.02.2024 16:27 Мероприятия
Парфюмеры дореволюционной России на ВДНХ
Выставка «Слава и величие парфюмеров царской России – Поставщиков Высочайшего Двора» - это в первую очередь про разнообразные флаконы, в которые разливали свою продукцию парфюмеры дореволюционной России. Организаторам выставки удалось собрать по крупицам подлинную продукцию того времени. Студенты...
Русские освободители. Кем в действительности были русские государи
29.02.2024 09:35 Интервью, мнения
Русские освободители. Кем в действительности были русские государи
3 марта - особая дата в нашей истории. В этот день в 1861 году император Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права, положивший начало бурному развитию России. И тоже 3 марта произошло другое событие, изменившее карту и жизнь Европы.  Об удивительных совпадениях в истории...
Неизвестные материалы о подвиге "Молодой гвардии"
28.02.2024 17:30 Новости
Неизвестные материалы о подвиге "Молодой гвардии"
В начале 2024 года в рамках проекта "Без срока давности" были рассекречены архивные материалы ФСБ России. В них представлена трагическая картина злодеяний нацистов на территории Украины и нынешней Луганской народной республики (ЛНР), в особенности, в отношении подпольщиков "Молодой...
90-летию Юрия Гагарина будет посвящен фестиваль кино
28.02.2024 09:34 Новости
90-летию Юрия Гагарина будет посвящен фестиваль кино
Отборочный комитет фестиваля на подготовительной стадии рассмотрел более 1700 заявок из 109 стран мира. Для участия было отобрано около сотни игровых, анимационных и документальных фильмов. Больше всего заявок на участие поступило из Ирана, Индии, России, США, Италии, Бразилии, Испании, Франции...
Спектакль о блокадном Ленинграде представили чувашские студенты
27.02.2024 16:30 Новости
Спектакль о блокадном Ленинграде представили чувашские студенты
26 февраля 2023 года в учебном театре Чувашского государственного института культуры и искусств состоялась премьера театрализованного представления «Симфония жизни».  В центре сюжета – основанная на документальных фактах история создания Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Рассказана...