Выставка «Петергоф. Сокровища российской императрицы» посвящена поэтическому и загадочному образу императрицы Александры Федоровны, прусской принцессы, ставшей супругой императора Николая I.
Вопреки известному утверждению, счастливо жениться по любви русским монархам все же удавалось: чувственная история взаимоотношений самой красивой пары Европы рассказана через уникальные произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства, трогательные семейные реликвии, личные вещи членов царской семьи, художественные произведения из Петергофской императорской резиденции.
«Долгожданный показ в Москве коллекции произведений декоративно-прикладного и изобразительного искусства XVII – XIX вв. из Петергофской императорской резиденции несомненно будет интересен любителям истории и ценителям классического европейского искусства. Выставка рассказывает о семье императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, истории их любви и домашних традициях. Часть этих добрых традиций венценосного семейства, как например, устраивать детские рождественские елки и дарить подарки, стали частью и нашей жизни. Успешное сотрудничество с Петергофом будет продолжено в 2025 году – мы договорились с руководством музея о показе коллекции из дворца Монплезир, любимой загородной резиденции Петра I», – сказал на открытии выставки Алексей Левыкин, генеральный директор Государственного исторического музея.
«Счастливая семья – лучшая популяризация семейных ценностей. Организаторам выставки удалось невероятно талантливо рассказать личную историю семьи императора Николая I и императрицы Александры Федоровны. Приглашаю всех в Исторический музей на волшебную выставку из Петергофа», – отметила Елена Харламова, директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры Российской Федерации.
«Петергоф всегда предстает как парадная императорская резиденция с фонтанами, роскошными парками и дворцами, а Александрия находится вдали от главных туристических маршрутов, и частная жизнь императоров остается скрытой. Этой выставкой мы хотим приоткрыть завесу и рассказать об отношениях, общении и досуге императорской семьи. Благодаря таким выставкам мы сами по-новому можем взглянуть на нашу коллекцию. Когда предметы находятся в интерьерах дворцов, не каждый из них можно подробно разглядеть, уделить внимание. А здесь мы видим, как совершенно иначе раскрывается дворец «Коттедж» и какое есть пространство для изучения каждого предмета. Впервые состоялся столь масштабный вояж комплекса вещей: более 400 предметов, связанных с семейной историей Николая Павловича и Александровны Федоровны, в стены главного Исторического музея страны, навстречу требовательной московской публике», – говорит Роман Ковриков, врио генерального директора ГМЗ «Петергоф».
Принцесса Фредерика-Луиза-Шарлотта-Вильгельмина, будущая российская императрица, родилась 1 июля 1798 г. в семье прусского короля Фридриха Вильгельма III и его супруги королевы Луизы. В детстве маленькая Шарлотта любила гулять в саду, благоухающим розами. Юную мечтательницу самые близкие называли «Blanche fleur» (Белая роза), по имени героини популярного в то время рыцарского романа «Волшебное кольцо». Образ прекрасной принцессы Александра Федоровна пронесла через всю жизнь, сохраняя при этом духовную стойкость и силу характера, а роза, как истинно королевский цветок, стал ее талисманом.
В политической жизни страны Александра Федоровна не оставила заметного следа. Она не стремилась занять престол, не вмешивалась в государственные дела и, по ее собственному признанию, на троне оставалась только «подругой» своего царственного мужа. В то же время, олицетворяя монархическую власть, она во многом определяла ценностные ориентиры подданных. На протяжении многих лет императрица возглавляла управление женскими воспитательными и образовательными учреждениями и тратила больше двух третей своих личных средств на оказание помощи нуждающимся, пожертвования и пособия разным организациям и обществам. Любящая и любимая жена, мать семерых детей Александра Федоровна утверждала традиционные ценности и подавала современникам пример идеальных семейных отношений. Выбирая изделия отечественных фабрикантов для убранства своих покоев в зимних и летних резиденциях, императрица поощряла развитие русской художественной промышленности. В экспозиции выставки представлена коллекция произведений искусства, собранная императрицей, с особым вниманием относившейся к работам русских художников (пейзажи О.А. Кипренского, И.А. Айвазовского, жанровый портрет кисти любимого ученика К.П. Брюллова Ф.А. Моллера).
Выставка, объединившая более 400 памятников из собраний Государственного музея-заповедника «Петергоф» и Исторического музея, так или иначе связанных с именем Александры Федоровны, дает возможность «прикоснуться» к тайне личности женщины, находившейся рядом с самодержцем, который в течение 30 лет определял судьбу огромной державы.
В экспозиции представлены вещи, окружавшие императрицу в их с Николаем I любимой летней резиденции – Петергофе. По воле Николая I в 1820–1840-х гг. здесь был создан дворцово-парковый ансамбль, посвященный любимой супруге, – Александрию с небольшим уютным дворцом «Коттедж». Это место воспринималось царствовавшей четой не только как декорация для проведения официальных торжественных церемоний, но и как семейная дача, где все устроено согласно их личному вкусу и желаниям, где реализованы мечты, морально-этические и художественные идеи венценосных владельцев. Различные предметы обстановки этих дворцов и павильонов, личные вещи государыни отражают вкус, историко-культурные интересы, ценностные приоритеты Александры Федоровны, позволяют понять, что для нее являлось истинным сокровищем.
Особого внимания заслуживает изящный художественный проект выставки (архитектор – Агния Стерлигова), погружающий посетителя в атмосферу летнего парка Александрия – вечного признания любви императора Николая I своей супруге.
Выставка будет работать до 12 февраля 2024 года.
Фото: Министерство культуры Российской Федерации.
Участники событий и другие указанные лица: