02.08.2023 15:25
Новости.
Просмотров всего: 11905; сегодня: 2.

Главархив поведал, как ЗИЛ начал выпускать первые грузовые автомобили

Главархив поведал, как ЗИЛ начал выпускать первые грузовые автомобили

В 1923 году директором завода был назначен Георгий Королев, при котором начали выпускать первые отечественные грузовики.

107 лет назад был основан Первый автомобильный завод – будущий Московский автомобильный завод имени Ивана Лихачева (АМО ЗИЛ). За все время работы предприятия его руководителями значились 18 человек — имя одного из них до сих пор фигурирует в названии завода. В фондах Главархива Москвы сохранились документы и других важных людей, сыгравших не последнюю роль в истории ЗИЛа, в их числе Георгий Королев, руководитель завода с 1923 по 1925 год.

В первой половине 1920-х годов на заводе имени Лихачева развернулась кампания по улучшению работы предприятия, так как отремонтированные автомобили не шли в сбыт, а цеха не были загружены заказами. В результате комиссии, которую возглавлял секретарь Замоскворецкого РК РКП (б) Антон Цихон, было решено укрепить хозяйственное руководство завода. Так, 31 июля 1923 года управляющим будущего ЗИЛа был назначен бывший кузнец Коломенского паровозостроительного завода Георгий Королев. В сведениях о его работе в АМО, которые хранятся в фондах Главархива Москвы, указано, что он был энергичным и смелым, немного грубоватым, но справедливым человеком. 

Уже начиная с 13 августа 1923 года новоиспеченный руководитель завода крепко взялся за работу и на открытом партийном собрании изложил программу действий заводоуправления по повышению производительности труда, а также по организации нового автостроения на заводе. Эта программа была одобрена и поддержана коммунистами и беспартийными рабочими предприятия. Они же предложили Георгию Королеву обратиться к правительству с просьбой расширить завод, чтобы прекратить ввоз заграничных автомобилей и начать вырабатывать свои. 

В целом уже на первых порах работы Георгия Королева произошли заметные изменения. Например, был налажен организационно-административный аппарат, укреплена производственная дисциплина, а также большое внимание стало уделяться научной работе по организации труда. Таким образом, благодаря Георгию Королеву и поддержке партийной организации уже в 1924 году в истории Первого автомобильного завода начался новый этап. Именно в марте того же года руководитель подписал приказ о начале подготовительных работ по производству грузовых автомобилей.

Несмотря на отлично проделанную работу, были и те, кто критиковал деятельность Георгия Королева. Например, из того же документа со сведениями о работе директора, который хранится в Главархиве Москвы, известно, что выступая на партийном собрании с отчетом о проделанной работе, в ответ на критику в свой адрес он говорил следующее: 

«Критиковать и трясти управляющего, конечно, нужно, но нужно делать это по-товарищески, честно, просто. Ячейка, завком и заводоуправление живут пока дружно, ни один вопрос не вызывал еще сильных разногласий… Наша ячейка сильна… Мы пережили тяжелый год работы, но мы все-таки поднялись на гору и общими усилиями пойдем дальше», – также он выражал благодарность за помощь партийной ячейки. 

И уже в том же году коллектив завода принялся за важную и ответственную задачу – к 7 ноября, годовщине Великого Октября, выпустить 20 машин. Ввиду самоотверженной работы сотрудников завода цель была почти достигнута – 7 ноября по Красной площади проследовало 10 красных автомашин амовцев. На этом коллектив завода не остановился и сразу же начал готовить производство к серийному выпуску машин. Но, к сожалению, руководство Автотреста не учитывало настоящих сложных условий работы завода, следовательно, намеченная ими программа на 1924–1925 годы по выпуску 500 автомашин была невыполнима, так как не было полного и своевременного материального обеспечения. 

Несмотря на все сложности, сотрудники завода продолжали активно работать. В процессе же возник вопрос о том, каким маркам машин следует отдать предпочтение. Так, в 1925 году было решено провести автомобильный пробег. 

«Мы великолепно знали, что наш грузовик неплохого качества, силен, устойчив. Но мы, конечно, сильно сомневались на этом всесоюзном автопробеге, где участвовали мировые фирмы <...>. Мы показали иностранцам, что наши машины могут конкурировать с их машинами и что наши машины к нашим дорогам более приспособлены, нежели иностранные. В Москву мы пришли первыми… Отправляясь в дальнейший путь,  на Орел и Курск, мы уже чувствовали себя как равный с равным. Постепенно мы начали отвоевывать первое место и, не выпуская это первое место, мы с гордостью въехали в Москву», — так комментировал Георгий Королев победу амовского грузовика в соревнованиях.

К сожалению, несмотря на все успехи завода под руководством Георгия Королева, Автотрест в сентябре 1925 года решил снять его с этой должности. В дальнейшем же вопросы, поставленные Георгием Королевым, пришлось решать другим руководителям завода, в том числе и Ивану Лихачеву, в честь которого АМО в 1956 получил свое до сих пор действующее имя.


Миллионный грузовой автомобиль «ЗИЛ-130», сошедший с конвейера Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор Е. Семёнов. Москва. 1974 г. Главархив Москвы
Миллионный грузовой автомобиль «ЗИЛ-130», сошедший с конвейера Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор Е. Семёнов. Москва. 1974 г. Главархив Москвы

Автомобиль «ЗИЛ-157» на конвейере Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор В.Б. Соболев. Москва. 19.09.1958 г. Главархив Москвы.
Автомобиль «ЗИЛ-157» на конвейере Московского автомобильного завода им. И.А. Лихачёва. Автор В.Б. Соболев. Москва. 19.09.1958 г. Главархив Москвы.

Вид на здание заводоуправления Московского автозавода им. И.А. Лихачёва (ЗИЛ). Автор неизвестен. Москва. 1962 г. Главархив Москвы.
Вид на здание заводоуправления Московского автозавода им. И.А. Лихачёва (ЗИЛ). Автор неизвестен. Москва. 1962 г. Главархив Москвы.


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 8991 публикация
Сайт: www.mos.ru/news/item/127442073/
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...