В начале ХХ века мода быстро менялась. Платья с корсетом и кружевом сменил английский костюм, а затем и форма сестер милосердия.
Начало ХХ века ознаменовалось особым течением в искусстве – модерном. Одним из стилей которого был «бель эпок». Все, что раньше казалось утонченным, нервным, странным, стало особенно притягательным. В Московском Художественном театре обратились к драматургии символистов: ставили пьесы Мориса Метерлинка, Леонида Андреева, Генрика Ибсена, Кнута Гамсуна, Антона Чехова. Веяния эпохи сказались и на представлениях об идеале женской красоты и, конечно, моде.
Дамы стали носить платья с непривычно завышенной линией груди и предпочитали экзотические оттенки зеленого и красного цветов. Появились даже такие оттенки, как, например, «цвет кузнечика» (зеленая гамма) и «пармская фиалка» (фиолетовая гамма).
В начале века считалось, что идеальный образ женщины связан с идеей о культе прекрасной дамы, который нашел отражение в стихах Александра Блока. Женщина воспринималась как неземное создание, отрешенное от забот, похожее на русалку или экзотический цветок. Эта тенденция повлияла и на представления о женской моде – в то время ценились экстравагантность и изысканная бледность.
Светские дамы специально использовали светлую рисовую пудру, чтобы добиться эффекта болезненно-бледного цвета лица. Популярны были также сложные прически. Силуэт женской фигуры тех лет можно узнать по размеру талии, которая была максимально утянута с помощью корсета. Эффект узкой талии дополняла расклешенная юбка в форме колокола, которая заканчивалась коротким шлейфом. С помощью шлейфа можно было создать иллюзию того, что женщина высокого роста, если смотреть на нее сзади. В крое платьев и фасоне шляп избегали геометрических форм, все должно было напоминать о птицах или невесомых бабочках, поэтому линии были плавными и изогнутыми. В отделке нарядов преобладало кружево, придававшее силуэту воздушность. Женщины часто падали в обморок, так как не выдерживали давления корсетов.
К 1905 году тенденции моды стали более демократичными, так как были популярны идеи эмансипации и равноправия женщин. В крое платьев теперь преобладали прямые линии, так как у большинства швейных машинок была прямая строчка. Огромные шляпы сменили миниатюрные шляпки и шарфы. Тогда же появились первые английские костюмы – пиджак или жакет с юбкой и блузка. Эти костюмы на долгие годы стали признаком деловой и работающей женщины.
Первая мировая война положила начало новой тенденции в русской женской моде. Это было связано с вступлением многих светских дам в ряды сестер милосердия, так как патриотические настроения были сильны тогда в русском обществе. Женщины перестали тратить большие деньги на непрактичные туалеты и стали одеваться скромнее. Началась эпоха деловых костюмов, которые раньше носили только работающие женщины и курсистки. Юбки стали короче, а корсеты исчезли. В одежде появилась бело-сине-красная отделка, и даже элементы военной формы. Наибольшей популярностью пользовалась форма сестер милосердия. Причудливые изменения в женской моде можно отследить по художественной литературе тех лет от блоковской Незнакомки до Ларисы Антиповой из романа «Доктор Живаго», которая стала сестрой милосердия.
Исторические события:
Участники событий и другие указанные лица: