Творчество Михаила Михайловича Пришвина − уникальное явление в русской культуре. В литературу писатель вошел в достаточно зрелом возрасте: первые художественные произведения появились в печати в 1906 г., когда ему было уже за тридцать.
Формирование Пришвина как литератора происходило на рубеже эпох. Успев застать Серебряный век русской литературы с его интересом к народной стихии, Пришвин на некоторое время попал под очарование эстетических и религиозных поисков, захвативших русскую интеллигенцию конца XIX − начала XX вв. Со второй половины 1900-х гг. он был тесно связан с модернистами, символистами и декадентами, входил в Петербургское религиозно-философское общество, дружил с А.М. Ремизовым, общался с Д.С. Мережковским, З.Н. Гиппиус, В.В. Розановым, А.А. Блоком, главой петербургской секты хлыстов-чемреков А.Г. Щетининым.
В 1912−1914 гг. в горьковском издательстве «Знание» вышло 3-томное собрание сочинений М.М. Пришвина, что позволило включить его в новый литературный контекст писателей-знаньевцев, реалистов: И.С. Шмелева, А.И Куприна, И.А. Бунина. В то же время сам Пришвин старался так или иначе соблюсти дистанцию, не примыкая окончательно ни к одному литературному направлению. Позже он характеризовал этот период своей жизни как «бедственное метание из стороны в сторону».
Поиск самостоятельного, независимого пути в литературе продолжал оставаться для Михаила Михайловича актуальным после установления советской власти. На протяжении многих лет он мучительно пытался осмыслить место художника в стремительно меняющихся условиях, найти возможность «завоевать широкого читателя», не изменяя при этом своему творческому кредо. Впоследствии он писал, что ему удалось создать себе «хорошее положение советского юродивого», сделав «редкую карьеру независимого человека».
В официальной литературе, начиная с середины 1920-х гг., за Пришвиным устойчиво закрепилась репутация очеркиста-бытописателя и автора многочисленных рассказов о природе, охоте и путешествиях, а с 1940-х гг. он становится одним из главных детских писателей. Но одновременно с этим существовал и «неофициальный» Пришвин − автор ряда неопубликованных при жизни произведений − «Мирская чаша», «Осударева дорога», а также тайного Дневника, который он вел с 1905 г. и до последних дней. Полная публикация этой уникальной летописи первой половины XX в. (всего с 1991 г. по 2017 г. вышло 18 томов), позволила пересмотреть роль писателя в советской литературе и дала дополнительный импульс к дальнейшему осмыслению Пришвина как самобытного мыслителя.
Виртуальная выставка, подготовленная Российским государственным архивом литературы и искусства (РГАЛИ) и приуроченная к 150-летию со дня рождения Михаила Михайловича, призвана раскрыть разные вехи творчества этого многогранного, порой противоречивого и в то же время удивительно цельного писателя.
Основу экспозиции составили документы из фонда М.М. Пришвина в РГАЛИ, который начал формироваться еще в начале 1940-х гг. после поступления первых материалов из Государственного литературного музея. К 1960-м гг. фонд насчитывал всего 11 единиц хранения, вошедших в первую опись. Основной же корпус документов поступил в архив в 1980–1981 гг. после смерти вдовы писателя Валерии Дмитриевны Пришвиной. В 1991 г. фонд пополнялся материалами, переданными женой сына писателя Л.М. Алпатова-Пришвина − Г.Б. Фосс. Сейчас фонд насчитывает почти 2000 единиц хранения и является наиболее полным собранием документов писателя в нашей стране и за рубежом.
Материалы, имеющие отношение к М.М. Пришвину, также хранятся в фондах Н.Н. Асеева, А.А. Блока, С.Д. Мстиславского, В.П. Полонского, И.Г. Лежнева, Н.И. Замошкина, редакций журналов «Красная Новь», «Новый мир», издательства «Художественная литература». Значительное количество фотографий, сделанных Михаилом Михайловичем во время поездки на Север в 1935 г., находится в фонде журнала «Наши достижения». Документы и мемориальные предметы писателя также хранятся в Институте мировой литературы имени А. М. Горького Российской академии наук, Доме-музее М.М. Пришвина в Дунино (отдел Государственного литературного музея), Музее писателей-орловцев (филиал Орловского объединенного государственного литературного музея И.С. Тургенева).
На выставке представлены документы к биографии, черновые и беловые автографы произведений, дневниковые записи, переписка с друзьями, позволяющие проследить путь творческого становления писателя, заставшего наиболее драматические события истории России первой половины XX в. Изобразительные материалы, представленные фотографиями, сделанными самим Пришвиным в многочисленных поездках по России и дополненные работами других авторов, призваны глубже погрузить зрителя в удивительный мир пришвинской прозы.
Текст: К.С. Куксова, Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ).
Участники событий и другие указанные лица: