23.06.2023 09:24
Новости.
Просмотров всего: 15275; сегодня: 9.

Археологи РАН представили печать князя Юрия Долгорукого

Археологи РАН представили печать князя Юрия Долгорукого

Археологическое обследование Суздальского Ополья, начатое Институтом археологии РАН более 20 лет назад, ежегодно приносит яркие находки, в том числе связанные со сферой властных отношений и княжеского управления землями Северо-Восточной Руси. Один из таких предметов – свинцовая печать с изображением св. Георгия и княжеской тамги, обнаруженная весной 2023 г. на одном из сельских поселений в Суздальской округе.

На лицевой стороне печати изображение св. Георгия в рост с копьем в правой руке и левой рукой, опирающейся на щит. Слева от фигуры колончатая надпись «Геор» с зеркальным начертанием букв, справа литера «А». Вокруг головы святого точечный нимб, по краю печати – точечный ободок. На оборотной стороне – княжеский знак: двузубец прямоугольных очертаний с коротким прямым выступом в основании и зубцами с концами, отогнутыми в разные стороны и отрогом, обращенным внутрь двузубца. Диаметр свинцового кружка 2,3–2,5 см. Это шестая печать, найденная сотрудниками экспедиции Института археологии РАН на селищах Суздальского Ополья за все годы полевых работ.

Печатей с изображением св. Георгия и двузубца аналогичных очертаний (с отрогом, обращенным внутрь на левом зубце) известно всего 17. 10 из них зарегистрированы как находки из Северо-Восточной Руси, с территории современной Владимирской области (7 экз.), Московской области (2 экз.) и Ярославской области (1 экз.). Еще 7 известны как находки из Южной Руси, с территории Тульской области, Брянской области (?) и Украины (Киевская, Черниговская, Черкасская и Житомирская обл.). К сожалению, большинство этих печатей – находки из несанкционированных сборов, лишь две из них имеют точную археологическую привязку. Это печати с поселения Усть-Шексна при впадении Шексны в Волгу и Могутовского археологического комплекса на р. Шерне.

Двузубцы и трезубцы различных очертаний, изображения которых помещались в X–XIII вв. на монеты, печати, деревянные замки для мешков, в которые собиралась пушнина, оружие и другие предметы, известны в науке как «Знаки Рюриковичей». Исследователи единодушны в признании их общей принадлежности княжескому роду и использования как знаков княжеской власти и собственности, однако персональная атрибуция большинства знаков не прояснена или остается дискуссионной. Сами предметы, надписи на них и археологический контекст находок редко дают возможность установить принадлежность различных разновидностей знаков отдельным князьям. Академик В.Л. Янин, создатель свода древнерусских печатей и общих основ их классификации и атрибуции, полагал, что княжеские знаки прямоугольных очертаний, принадлежат старшим Мономашичам, Мстиславу Владимировичу и его потомкам, но воздержался от персональной атрибуции отдельных знаков этой группы. Однако накопление новых материалов, надписей и сфрагистических находок со знаками, подтолкнуло к новым разработкам, направленным на формирование «генеалогического древа знаков Рюриковичей». Среди княжеских знаков, принадлежность которых может быть установлена на основании новых находок, тамгообразный знак в виде двузубца с концами, отогнутыми в разные стороны, и отрогом, повернутым внутрь, почти точно повторяющий форму двузубца на суздальской булле (отличие в килевидной ножке знака). Основываясь на надписи «птѧръстислаль» и изображении св. Георгия на оборотной стороне печати, С.М. Михеев атрибутировал тамгу как знак Ростислава Юрьевича, сына Юрия Владимировича Долгорукого. Он отметил, что аналогичная тамга или знаки близких очертаний присутствуют на ряде печатей, несущих на лицевой стороне изображение св. Георгия (№№ 283, по каталогу Янина_Гайдукова) и связал их с Юрием Владимировичем. С.З. Чернов, опубликовавший недавно печать из Могутова с изображением аналогичной тамги и св. Георгия, полагает, что это определение, как и ранее предложенная атрибуция этого знака Святополку Мстиславичу, не может быть верифицирована.

Очевидно, что один из путей такой верификации – анализ географического распространения печатей со знаками аналогичных очертаний, в первую очередь тех, которые получены в результате легитимных полевых работ и имеют документированное место находки. Связь большинства печатей с изображением св. Георгия и тамгообразного знака с загнутым внутрь отрогом на левом зубце с землями Северо-Восточной Руси и локализация здесь всех трех булл с надежно документированным археологическим контекстом – убедительный аргумент в пользу атрибуции их как печатей Юрия Владимировича. Симптоматично также отсутствие подобных печатей в Новгороде, известном обилием и разнообразием сфрагистических материалов. Суздальская находка имеет особое значение для атрибуции этого типа печатей, учитывая, что именно в Суздаль Юрий Владимирович перенес центр княжеского управления землями Северо-Восточной Руси.

Селище Спасское городище 7 – небольшое (0,7га) поселение, расположенное к югу от Суздаля, на водоразделе р. Нерли и р. Рпени, у истока небольшой речки Карши, правого притока Нерли, на слабо выраженном возвышении. Селище было открыто Суздальской экспедицией ИА РАН в 2017 гг. и обследовалось в 2022–2023 гг. Культурный слой памятника представляет собой темно-коричневый сильногумусированный суглинок, насыщенный печными камнями и фрагментами керамики и отчетливо выделяющийся на фоне окружающего грунта. Толщина культурного слоя на некоторых участках не превышает 30 см. Вся керамика, собранная в распашке, круговая с профилировкой, характерной для XI–XIII вв. (типы Vа, VIа, VII, VIIIа, VIIIб, VIIIв, IX по В.А. Лапшину). Собранная на селище вещевая коллекция включает около 150 предметов из металла, стекла, камня, кости и керамики. В составе коллекции обычные бытовые и хозяйственные вещи (железные ножи, пробой, кресало, ключ, шиферное пряслице, свинцовые грузики, оселок, глиняное грузило, пластины и заклепки от котлов) и фрагменты сельскохозяйственных орудий (двух сошников). Многочисленны металлические украшения и детали костюма: бусина от височного кольца и кольцевидная бусина с накладным декором, пуговицы-гирьки, монетовидная подвеска, фрагмент подвески-петушка, полая подвеска-уточка и фрагмент подвески в виде двухголового конька, шумящая привеска, бубенчики, привески-лапки и звенья цепочек, фрагменты браслетов: пластинчатых с геометрическим декором и ложновитого, рубчатые и щитковый перстни, поясные пряжки, разделительные кольца и накладки. Единственный фрагмент украшения из стекла – фрагмент гладкого черного браслета. В коллекции насчитывается около двух десятков выплесков, капель и неопределимых оплавленных фрагментов цветного металла, скорее всего, это остатки украшений и бытовых вещей, уничтоженных пожаром, но нельзя исключить, что часть находок связана с ювелирным производством. Выразительную группу составляют христианские предметы: фрагмент оплавленного энколпиона, прямоугольная иконка с изображением Богоматери с младенцем и 6 крестов-тельников различных типов. Редкой находкой и единственным предметом, связанным с военными занятиями, является целая бронзовая гирька от кистеня. Аналогичная гирька ранее была найдена в Суздале, а ее фрагмент – петля для подвешивания – на одном из пригородных селищ. При обследовании суздальских селищ найдено еще 5 гирек от кистеней, но все они – роговые или железные.

Таким образом, селище, на котором найдена печать Юрия Владимировича, по своему облику, составу находок и материальной культуре не выделяется среди общей массы поселений XII–XIII вв. Основная масса собранных здесь предметов датируется XII – первой половиной XIII в., при этом хрониндикаторы XI – первой половины XII в. отсутствуют, а хрониндикаторы второй половины XII – первой половины XIII в. составляют наиболее заметную группу. Очевидно, оно возникло не ранее второй четверти XII в. и просуществовало до середины следующего столетия. Предметы, связанные с обиходом знати, известные сегодня по находкам на нескольких десятках суздальских селищ, представлены здесь лишь двумя артефактами – вислой печатью и кистенем. Но сочетание этих находок красноречиво указывает на присутствие на небольшом сельском поселении лиц, связанных с княжеской администрацией или находившихся на княжеской службе.

Спасское городище 7 – пятое селище с находками княжеских печатей или печатей светской администрации в Суздальском Ополье. Все эти селища – поселения, появившиеся между рубежом XI–XII и серединой XII в., на ранее незаселенных участках, после того, как основные узлы расселения уже сложились. Все эти селища имеют небольшие размеры. Коллекции, собранные на всех этих памятниках включают предметы вооружения, на двух найдены также стили для письма. Можно предположить, что появление этих поселений связано с раздачей князьями небольших земельных участков за службу, а документы, скрепленные печатями, устанавливали эти правоотношения. Продолжение обследования селищ позволит подтвердить или опровергнуть эту гипотезу. 

Текст: Н.А. Макаров, П.Г. Гайдуков, А.Н. Федорина.


Участники событий и другие указанные лица:

  • Рюрикович (Долгорукий) Юрий (Георгий) Владимирович, князь ростово-суздальский и великий князь киевский, сын Владимира Мономаха, основатель Москвы.

Печать князя Юрия Долгорукого. Институт археологии Российской академии наук
Печать князя Юрия Долгорукого. Институт археологии Российской академии наук

Институт археологии Российской академии наук
Институт археологии Российской академии наук

Институт археологии Российской академии наук
Институт археологии Российской академии наук

Институт археологии Российской академии наук
Институт археологии Российской академии наук

Институт археологии Российской академии наук
Институт археологии Российской академии наук


Ньюсмейкер: Альянс Медиа Центр — 9044 публикации
Сайт: www.archaeolog.ru/ru/press/articles/pechat-s-knyazheskim-znakom-iz-suzdalskogo-opolya
Поделиться:

Интересно:

Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...