15 июня в Доме Союзов прошёл круглый стол на тему «История малой родины в истории великой России», который объединил экспертов в области исторической науки, представителей органов власти и образовательных организаций. В ходе мероприятия участники обсудили вопросы преподавания истории родного края в школах.
Во вступительном слове председатель комитета Государственной Думы Российской Федерации по просвещению Ольга Казакова обратила внимание на вопросы соответствия курсов региональной истории единому учебнику по предмету, которые возникли у представителей региональных образовательных учреждений и законодательных органов власти.
В рамках круглого стола выступил ВРИО председателя Правления Российского исторического общества, исполнительный директор фонда «История Отечества» Руслан Гагкуев. Он напомнил участникам о том, что тему внедрения в школьную программу курса истории родного края поднимал ещё Президент Российской Федерации на встрече с историками и представителями традиционных религий, состоявшейся 4 ноября 2022 года.
«Российское историческое общество всегда уделяло большое внимание необходимости изучения истории родного края. Председатель Российского исторического общества также неоднократно об этом заявлял. В действующей Концепции преподавания истории России эта тема отражена», — рассказал Руслан Гагкуев.
Преподавание курса истории, по его словам, должно держаться на трёх столпах: истории России, всеобщей истории и истории родного края. Гагкуев отметил работу, проводимую Минпросвещения по вопросам проработки и внедрения изучения истории родного края в школьную программу и обратил внимание участников на три значимых аспекта:
«Во-первых, необходимо определить место курса истории родного края в предмете “История”. Предпринятые ранее Министерством просвещения шаги очень важны для преподавания истории родного края. Тем не менее, необходимо обязательное изучение региональной истории в рамках школьного исторического образования с закреплением за этим предметом определённого количества часов. Включение элементов содержания курса истории родного края в школьную программу можно считать важным, но первым шагом в этом направлении. Во-вторых, необходимо определить ядро содержания истории родного края в каждом из субъектов Российской Федерации. Здесь можно было бы пойти по пути создания историко-культурных стандартов для каждого из них. Такая работа при участии Российского исторического общества была уже проведена в ряде регионов, в частности в Луганской Народной Республике. В-третьих, создаваемая в субъектах Российской Федерации учебная литература должна обязательно проходить экспертизу в Министерстве просвещения Российской Федерации для последующего включения в Федеральный перечень учебников», – заключил он.
Заместитель директора Департамента государственной политики и управления в сфере общего образования Министерства просвещения Российской Федерации Анна Тимофеева поделилась с участниками итогами мониторинга изучения региональной истории и обратила внимание на следующие проблемы: искажение исторических фактов, несоответствие содержанию федеральных учебников и федеральных программ по Истории России и низкий уровень методической подготовки учителей.
Деятельность Российского военно-исторического общества по вопросу региональной истории представила Директор Департамента регионального развития Российского военно-исторического общества Аяна Шойгу.
В ходе мероприятия в том числе были представлены региональные практики преподавания истории родного края в школах.
Текст: Диана Шакирова
Фото: Александр Шалгин