Согласно исследованию Ipsos, презентованному на открывшейся сегодня выставке-форуме Mitt, 88% россиян, собирающихся путешествовать, планируют поездки по России, 25% - за рубеж. Каждый пятый россиянин ездить вообще никуда не собирается, в основном из-за роста цен. А пляжный отдых остается самым популярным видом туризма у наших соотечественников, причем более всего – у жителей столицы.
Интерес к путешествиям у россиян растет после спада в 2022 году, отметила, представляя результаты исследования директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Людмила Новиченкова.
Согласно исследованию Ipsos, доля планирующих путешествия куда-либо (от дачи и соседнего города до зарубежных курортов) в 2023 году зафиксировалась в начале года на уровне 79% опрошенных россиян (в начале 2022 года таких было 68%, в 2021 году – 84%). Таким образом, доля планирующих поездки выросла на 11 процентных пунктов по сравнению с 2022 г., но еще не вернулась к уровню 2021 г.
Любопытны и социологические выводы исследования. Так, возможность путешествовать воспринимают как «источник счастья в большей степени женщины (таких 41%), чем мужчины (среди них таких 33%). В целом доля россиян, для которых путешествия являются важным компонентом жизненного счастья в 2023 году выросла на 4 п.п. по сравнению с 2022 годом (с 34% до 38%), что говорит о некоторой стабилизации эмоциональных настроений.
По каким причинам россияне отказываются от путешествий в 2023 году.
Среди тех, кто отказывается от путешествий (таких в 2023 году 21% от общего количества респондентов), самая распространенная причина отказа – рост цен. В 2023 году из общего количества «отказников» доля тех, кто не планирует поездки именно по причине дороговизны («стало слишком дорого») составила 59%. В 2022 году таких было 47%, а в 2020-м – 37%.
На втором месте по распространенности такая причина отказа от поездок, как «общая политическая напряженность в мире» (более всего распространена у москвичей).
Еще 13% из тех, кто не строит планы на путешествия в 2023 году никуда не поедут потому, что не любят поездки, у 9% «другие причины» (здесь самый частый ответ – беременность или маленький ребенок). Можно было указать несколько причин.
Интересно, что отсутствие прямого авиасообщения с интересующими странами или курортами указали как причину отказа от путешествия только 8% не строящих планы на поездки в 2023 году. Это созвучно и выводам аналитиков АТОР: они неоднократно говорили, что к нынешнему моменту туристы вполне адаптировались к стыковочным рейсам, и у большинства путешествие с пересадкой барьером для покупки тура сейчас не является.
Приоритет в планах россиян на 2023 год – путешествия по России.
Среди россиян, планирующих поездки в 2023 году, 88% планируют ездить по самой России (фото на обложке статьи).
Более всего путешественников в поездках по России интересует природа (1 место) и достопримечательности, ими довольны 70-80% путешественников. Часть туристов планирует и зарубежный отдых (в опросе можно было дать не один ответ, поэтому сумма % больше 100).
Так, 25% из тех россиян, кто собирается путешествовать в 2023 году, строят планы на поездки в зарубежные страны Азии (включая страны СНГ и Турцию), среди них очень велика доля москвичей (30%).
Строят планы на Европу целых 15% из тех, кто планирует какие-либо путешествия, в этой группе почти половину занимают молодые люди. Еще 10% хотели бы поехать в иные страны, кроме Европы и Азии (здесь тоже высока доля москвичей).
Пляжный отдых по-прежнему самый популярный у россиян (с большим отрывом).
Согласно данным Ipsos, в 2023 году из тех, кто планирует путешествия, 69% выбирают пляжный отдых (по факту в 2022 на пляжных курортах провели отпуск 49% из тех, кто путешествовал). Это по-прежнему самый распространенный и желаемый россиянами вид путешествий и отдыха.
Наиболее популярен пляжный отдых у жителей столицы – его выбрали 75% опрошенных москвичей, планирующих поездки в 2023 году. У москвичей также более популярны, чем у жителей других регионов России, гастрономический и горнолыжный туризм.
Второй по популярности вид активности в путешествиях у тех, кто собрался в поездку в 2023 году – экскурсии к достопримечательностям и по музеям (планируют 53% из тех, кто собрался в поездку: можно было указать несколько вариантов ответа). Таким образом, из данных Ipsos следует, что пляж большинство намерено сочетать с экскурсиями.
На третьем месте по популярности – посещение родных и знакомых, этот пункт чаще всего выбирает молодежь (что говорит о том, что классический туризм для них менее приоритетен, чем для взрослых семейных туристов).
Если сравнивать ответы опрошенных по планам на 2023 год и по фактическим активностям в поездке в 2022 году, видно, что в текущем году у российских путешественников наиболее существенно вырос спрос на:
- пляжный отдых (+40%);
- экскурсии, посещение достопримечательностей и музеев (+20%);
- круизы (почти в два раза).
Редакция «Вестника АТОР».
Фото: АТОР.