19.12.2022 09:25
Персоны.
Просмотров всего: 14648; сегодня: 6.

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

17 декабря 2022 года общественность Бурятии отметила 90 лет со дня рождения заслуженной артистки России Сыремжэ Уладаевны Уладаевой.

Ровесниками Государственного Бурятского академического театра драмы имени Хоца Намсараева, который в этом году отметил свое 90-летие, были народный артист России Георгий Борисович Бутуханов и заслуженная артистка России Сыремжэ Уладаевна Уладаева, оставившие яркий след в развитии бурятского театрального искусства.

Легендарная актриса была награждена медалью «За трудовое отличие» (20.01.1960 г.), и удостоилась почётных званий «Народная артистка БурАССР» (1975 г.), «Заслуженная артистка России» (1994 г.).

Уладаева Сыремжэ Уладаевна родилась 17 декабря 1932 года в селе Загустай Кижингинского района в семье крестьянина – бедняка. Отец Дундуханов Уладай Баргаевич, 1888 г. р., уроженец села Корсаково Байкало-Кударинского района, в последние годы жизни работал сторожем в Чесанской семилетней школе.

Мать Галзутова Сэнду Гаптиевна, 1904 г. р., уроженка села Корсаково. Родители актрисы до Великой Октябрьской революции занимались скотоводством и земледелием, после революции вступили в колхоз. В Чесанскую школу в Кижинге Сыремжэ Уладаева пошла в 1941 году, закончила - в 1949 году. После школы с 1949 по 1952 годы работала в Загустайском медпункте Кижингинского района Бурятии.

В начале пятидесятых годов после реорганизации Передвижной бурятский театр остро нуждался в молодых артистах. Главный режиссер Цырен Шагжин ездил по республике, просматривая спектакли и концерты колхозной художественной самодеятельности.

Во время районного смотра художественной самодеятельности в 1952 году в Кижингинском районе он нашел восемнадцатилетнюю певунью со звонким и красивым сопрано. И как активную от природы и одаренную талантом участницу пригласил в театр. Вместе с ней в труппу был принят ее земляк Виктор Галсанович Самандуев. 18 сентября 1952 года Сыремжэ Уладаева была принята на работу артисткой бурятского театра драмы, которому посвятила 47 лет жизни.

Так, не имея специального образования, но щедро наделенная от природы яркой самобытностью, актриса встала на путь профессионального искусства. Позже ей удалось закончить театральную студию режиссера Ф.С. Сахирова.

Знание языка, обычаев, традиций, фольклора своего народа позволили артистке с первых же дней работы занять ведущее место в труппе. Самой первой ее ролью на профессиональной сцене была Смеральдина в спектакле «Слуга двух господ» Карло Гольдони (1953 г.).

Особенно близки были ей создание образов простых девушек из народа, отстаивающих свое право на счастье. Среди первых ролей особо выделялись по мастерству исполнения и по психологической глубине роли Сэсэгмы по пьесе Ж. Тумунова в спектакле «Сэсэгма» [1956 г.), Тунгалаг в «Далан худалч» Ч. Ойдоба (1965 г.), Лизанька в «Горе от ума» А. Грибоедова (1957 г.).

Поэтический образ «бурятской Джульетты» Соёлмы создан был в романтической трагедии «Соёлмаа, Баташулуун» Ч. Генинова (1963). Судьба бедной бурятки Соёлмы, насильно выданной замуж за нелюбимого старика-богача – тема извечная в литературе, драматургии всех народов и времен.

Спектакль «Будамшуу», поставленный в 1954 году по пьесе Цырена Шагжина, по праву считается одним из лучших во всей истории бурятского театра. Написанный на основе бурятских сатирических сказок, спектакль был ярко национальным по колориту. Это шло от фольклорных первоисточников, в которых веками кристаллизовались народные представления и понятия о добре и справедливости, честности и счастье, отражались особенности быта и нравов, национальной ментальности.

На основе сказочного сюжета было создано реалистически достоверное произведение, причем сама сказка не утратила фольклорного происхождения.

Одной из самых ярких в сценической жизни актрисы была роль Гэрэл, поэтичный образ, в котором С. Уладаева создала народный идеал женщины, привлекающей своей естественностью и непосредственностью. Юная пастушка Гэрэл даже в самые драматичные моменты остается сдержанной, скупой на внешнее проявление чувств, скромна до застенчивости, почтительна со старшими до робости.

Трудно представить героинь Уладаевой не поющими, ибо пение – их родная стихия. Ее песни и пение – это песня-монолог, песня-пьеса, которой актриса могла порой выразить больше, чем текстом роли. Такая слитность драматической игры с пением идет от природы народной исполнительской традиции, где пение и слово, пение и действие составляли нераздельное целое. Исполнение Уладаевой представляло собой теснейший сплав эпики с лирикой, идущий от традиций «театра одного актера» бурятских улигершинов и сказителей.

Образами героинь Соёлмы, Гэрэл, Сэсэгмы актриса утверждала национальный женский характер в его лучших проявлениях.

Как у талантливой актрисы репертуар ее был широк. Исполнительская манера Сыремжэ Уладаевой была естественной и непринужденной, в ее героях не было ничего надуманного, натянутого. Ее сценическое поведение всегда определялось логикой изображаемых событий, жизненной достоверностью.

Невысокого роста, хрупкая, озорная, особенно хороша была Сыремжэ при исполнении травестийных ролей мальчиков: Сашка в «Барабанщице» А. Салынского, Жиган в «Р.В.С.» А. Гайдара, девчонка Рыгзема в «Ровесниках» Б-М. Пурбуева.

Исполнение комических, народных образов позволило актрисе стать истинно народной. Словами и действиями своих героинь актриса рассказывала о человеке и человечности, учила ценить жизнь и любить ее, отстаивать самое дорогое – свое человеческое достоинство. Быть в любых обстоятельствах человечными. Формы выражения, средства изображения были разными, а содержание – одно.

Среди последних ролей актрисы наиболее значительной явилась роль Авдотьи в трагикомическом спектакле Ф. Булякова «Выходили бабки замуж». Спектакль по пьесе известного башкирского драматурга об одиноких стареющих, но не теряющих оптимизма женщинах из сельского дома для престарелых был тепло встречен зрителями как в городе, так и на выездах в сельских районах республики. И в соседних регионах, Иркутской области и Забайкальском крае.

В 1999 году сыграла последнюю роль жены богача в спектакле по пьесе Б-М. Пурбуева «Толдойн хубуун Болдой»

Как отмечают в Министерстве культуры Бурятии, в историю бурятского искусства Сыремжэ Уладаева вошла не только как драматическая актриса, но и как прекрасная певица. Пение составляло неотъемлемую черту ее творчества. Обладая прекрасными голосовыми данными, она одинаково хорошо исполняла европейские, бурятские народные песни, песни монгольских и советских композиторов.

В фондах ВГТРК хранятся записи песен, вошедшие в золотой фонд национальной музыкальной культуры, которые иногда звучат в программе «Баян талын аялга» в исполнении заслуженной артистки России Сэрэмжэ Уладаевой.

Прекрасен был дуэт Соднома Дашеевича Будажапова и Сыремжэ Уладаевой. Люди старшего и среднего поколения помнят и до сих пор любят их песню «Эхэ тухай дуун», недаром народ называл их бурятскими соловьями.

Сэрэма Уладаева - участница второй декады литературы и искусства в Москве в 1959 году. Также актриса принимала участие в гастролях театра в Москве 1969, 1976 годах и в Калмыцкой АССР. В 1965, 1972, 1978 годах Уладаева вместе с театром выезжала на гастроли в Монголию.

Соелма Дагаева, министр культуры Бурятии, подчёркивает, что  память о Сыремжэ Уладаевой, как истинной народной актрисе, к которой так подходит определение «самородок из народа», сохранится в памяти бурятского народа, в памяти российских театралов на долгие годы.

Фото из архива Буряад театра.

Валентина Бабуева, заведующая музейным фондом Бурдрама.



Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева

Яркая актриса от бога - Сыремжэ Уладаева


Ньюсмейкер: Государственный Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева — 7 публикаций
Сайт: burdram.ru/media/news/
Поделиться:

Интересно:

Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...