Многообразие точек зрения и разный взгляд на вещи между людьми – это то, с чем мы сталкиваемся каждый день. Важно уметь достигать взаимопонимания при возникновении несогласий и конфликтов. Самое сложное заключается в том, чтобы найти не временное решение проблемы, а сделать так, чтобы конфликтные ситуации не возникали вновь. Именно такие вопросы стремится решить восстановительный подход к работе с конфликтными и сложными ситуациями.
Восстановительный подход основан на идеях и философии восстановительного правосудия, которое было предложено криминологами как альтернатива привычному реагированию на преступление – каре и наказанию преступника. Восстановительное правосудие подразумевает коммуникацию о последствиях преступления, способах заглаживания причиненного вреда и предотвращения возникновения подобных ситуаций в будущем не только между правонарушителем и пострадавшим, но и представителями их ближайшего окружения: семьи и близкие люди всегда затронуты совершенным преступлением, однако в традиционном уголовном процессе их мнение и переживания не принимаются во внимание. Безопасную коммуникацию между участниками организует и модерирует независимый ведущий (фасилитатор), который следит за тем, чтобы у каждого была возможность быть услышанным, а в процессе сохранялась атмосфера взаимооуважения.
В настоящее время спектр применения восстановительного подхода как в России, так за рубежом очень широк: система уголовного правосудия, система образования, социальная помощь, система профилактики правонарушений и семейного неблагополучия, пенитенциарная система и др. Потенциал восстановительных практик позволяет работать и со сложными конфликтами с большим количеством участников (например, буллинг в школе), и с проблемами конкретных семей (ситуации семейного неблагополучия, восстановление социальных связей лиц, находящихся в исправительных учреждениях).
Реализация особого вида деятельности – восстановительных программ требует системной подготовки специалистов, в связи с чем Московский государственный психолого-педагогический университет (https://mgppu.ru/project/83) объявляет об открытии первой в России магистерской программы «Восстановительный подход и медиативные технологии в образовании и системе профилактики социальных рисков» (https://publishernews.ru/PressRelease/PressReleaseShow.asp?id=753350&preview=1) на факультете Юридической психологии.
Данная образовательная программа ориентирована на формирование у специалистов помогающих профессий компетенций, позволяющих применять восстановительный подход в своей повседневной деятельности. Большим преимуществом данной программы является также интеграция учебного плана магистратуры с курсом переподготовки по медиации, что дает выпускникам дополнительную квалификацию - медиатор. 16 бюджетных мест, продолжительность обучения 2 года.
Таким образом, программа готовит как специалистов по восстановительному подходу, которые проводят восстановительные программы в службах примирения и НКО, так и оснащает других профессионалов (педагогов, классных руководителей, социальных педагогов, психологов, в том числе школьных, психологов пенитенциарных учреждений и пр., соцработников, управленцев) инструментами восстановительного подхода, которые могут использоваться в рамках существующего функционала.
Важным аргументом в пользу такого образования является также то, что восстановительный подход получает поддержку со стороны ведомств (Минпрос, Минсоцразвития, Минюст, ФСИН и др.) и являет собой перспективу развития помогающих профессий в самой широкой сфере деятельности. Обучение очное с применением дистанционных технологий, что делает его доступным для студентов из регионов Центрального федерального округа и других субъектов Российской Федерации.
Авторы - преподаватели кафедры юридической психологии и права факультета “Юридическая психология” ФГБОУ ВО МГППУ: Карнозова Людмила Михайловна, кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и права факультета юридической психологии МГППУ, участник Еврофорума по восстановительному правосудию, руководитель магистерской программы «Восстановительный подход и медиативные технологии в образовании и системе профилактики социальных рисков»; Кисилёва Ольга Павловна, преподаватель магистерской программы «Восстановительный подход и медиативные технологии в образовании и системе профилактики социальных рисков».