Россия является одним из крупнейших производителей и экспортеров подсолнечного масла в мире. Темп прироста объемов экспорта Северо-Западного федерального округа в 2020 г. составил +78,5%, Центрального федерального округа -+32,8%, Приволжского федерального округа - +38,9%, Южного федерального округа - +12,5%.
В 2020 г. объем российского экспорта масла подсолнечного сырого составил 2159,5 млн долларов США, что на 24,5% больше по сравнению с 2019 г. Основными странами экспорта подсолнечного масла сырого были: Китай (доля в экспорте – 25%), Турция (21%), Индия (15,4%), Египет (6,6%).
Россия в 2020 г. также отгрузила на экспорт подсолнечное масло рафинированное, стоимостной объем которого был равен 653 млн долл.США, т.е. на 38% больше, чем в 2019 г.
Остановимся подробнее на итогах экспорта подсолнечного масла сырого.
84% (1817,6 млн долл.США) от общего стоимостного объема экспорта подсолнечного масла сырого было поставлено для производства продуктов и употребления в пищу. Прирост объемов экспорта по сравнению с 2019 г. в данном направлении наблюдался при отгрузках в Китай (+107%), Индию (+103%), Малайзию (+177%), Туркмению (+245%). Литву (+286%), Алжир (+47%), Судан (+40%). Средняя цена в 2020 г. была 729 долл.США за тонну (рассчитано путем деления стоимостного объема экспорта на объем в тоннах).
При этом доля масла подсолнечного сырого в упаковках объемом 10 л или менее в общем объеме экспорта подсолнечного масла для пищевой промышленности и употребления в пищу составила всего 1,5% (27,1 млн долл.США). Такое масло обычно поставляется в розничные сети и сегмент HoReCa. Отсюда можно сделать вывод, что есть потенциал для наращивания более тесной работы с зарубежными розничными сетями, развития дистрибуции за рубежом. По итогам 2020 г. в данном направлении наблюдается положительная динамика, т.к. прирост стоимостных объемов масла подсолнечного сырого в упаковках 10 л и менее составил +136% по сравнению с 2019 г. Средняя экспортная цена на данное масло подсолнечное в 2020 г. была 956 долл.США за тонну, что на 31% выше по сравнению со средней ценой по маслу подсолнечному сырому, отгруженному для пищевой промышленности и употребления в пищу.
Масло фасованное обычно более маржинальный продукт, поэтому с ростом объемов его экспорта может более быстрыми темпами увеличиваться валовая прибыль производителей масла.
Наибольшие темпы прироста объемов экспорта в 2020 г. показали поставки в Казахстан (+349%), Израиль (+163%), Китай (+145%), Туркмению (+133%), Монголию (+115%), Канаду (+78%).
Успехи российских производителей подсолнечного масла очевидны. При этом есть возможности для расширения географии поставок, наращивания объемов и валовой прибыли производителей. Поставки масла идут не только в развивающиеся страны, но и в развитые. Объем экспорта российского подсолнечного масла в Японию в 2020 г. составил 1,8 млн долл.США, что на 391% больше, чем в 2019 г.
Надеемся, информация была полезной. Всем успехов. При наличии вопросов, обращайтесь.