2020-й для всех нас стал годом потрясений, но любые потрясения, любой кризис таят в себе великие возможности для тех, кто способен адекватно оценить ситуацию и принять верные решения. О том, как именно сфера предпринимательства в нашей стране и в мире реагирует на вызовы уходящего года и какие в данной сфере актуальные перспективы, рассказала в интервью эксперт по бизнес-консалтингу Екатерина Полубояринова.
- Екатерина, расскажите пожалуйста о том, почему к Вам всё чаще обращаются как к эксперту в области предпринимательства?
- Я являюсь владельцем и управляющим комплексной консалтинговой компании “Глобал Консалтинг Групп”, представительства которой имеются в крупных городах РФ. Более 11 лет мы обслуживаем бизнес разных сфер и разных масштабов. Услуги наши разнообразны и связаны с помощью во внутренних бизнес-процессах (мы помогаем открывать бизнес, планировать, оценивать его, продавать ликвидировать, тиражировать, в том числе выводим франчайзинговые продукты для рынка). Именно поэтому мы видим состояние бизнеса наших клиентов, частная картина складывается в тенденции рынка.
Сама по себе я скорее оптимист, я очень люблю предпринимательство во всех его проявлениях, мне хочется видеть везде рост, процветание, здоровую конкуренцию, улучшение сервиса, интересные бизнес-решения, однако необходимо реально оценивать обстановку на рынке.
- Всё же какие шансы на процветание бизнеса в России?
Обозначать причины распространяющегося кризиса для бизнеса, думаю, уже ни для кого не нужно, ограничительные меры, незначительная поддержка, а скоро и годовые налоги... К апрелю будет совсем не до смеха, когда государство недополучит годовые налоги на прибыль с бизнеса, а ещё и сезонный спад в декабре-январе во многих сферах в связи с праздниками. По моим ощущениям, если экономика страны и начнет восстанавливаться, то где-то в конце следующего года.
- Обозначьте тенденции в бизнесе, которые прослеживаются за последнее полугодие и попробуйте сделать прогноз на год.
- С чего бы начать: с хорошего или плохого? Как я и говорила, я очень люблю бизнес в любых его проявлениях, и как меня радуют победы в одних сферах, так и печалят провалы в других направлениях. К моему сожалению, мы проживаем типичные признаки начала глубокого экономического кризиса.
- Какие сферы бизнеса, по вашему мнению, сейчас в стагнации?
- Кризис ударил в первую очередь по сферам услуг: общепита, развлекательной сфере, по сферам “лакшери” потребления, туризму, образованию, авиации, ж/д пассажирским перевозкам. Наши клиенты в этих сферах упали в объеме выручки процентов на 80%! Мы ведем бухгалтерский аутсорсинг, и я знаю о чем говорю. Например, чтобы создать и содержать качественный ресторан, кинозал, клуб, необходимы солидные вложения в оборудование, интерьер, ремонт и прочее. Такой бизнес максимально немобилен и его нельзя переделать быстро, как красноармейцы церкви под больницы и спортзалы. Многие интересные места, особенно недавно открытые, находились еще на стадии окупания первоначальных инвестиций. В таком бизнесе срок окупаемости инвестиций может составлять в среднем от года до 3-х лет.
Поделюсь также моими наблюдениями как клиента: недавно я сидела вечером в шикарном ресторане Москвы, на Никольской, в самое популярное вечернее время, заполняемость зала была лишь процентов на 20%.
Очень боюсь, что этот кризис приведет к массовому закрытию хороших мест, и ведь предприниматели делали все это с такой «душой»!
Однако, надо отметить, что кассовые разрывы и кризис в этих сферах приведет к перераспределению долей, и массовым продажам такого бизнеса, и в принципе, у кого-то будет возможность зайти в этот сегмент в самое подходящее время, по невысокой входной планке.
Отдельно остановлюсь на моем горячо любимом сегменте “лакшери”: одежда, аксессуары, ювелирные изделия. Покупательская способность ослабла, время экономической турбулентности – не время вкладывать в роскошь и излишества, в то, без чего можно спокойно прожить. В плюсе только ломбарды, и то у них длинный период вывода прибыли, легко скупленное нужно еще куда-то продать.
Изрядно потрепало и еще потреплет арендный бизнес. Фирмы массово уходят на удаленку, некоторые находят это и удобным и выгодным. Также сфера ивентов, массовых мероприятий, либо канули в лету, либо трансформировались в онлайн. Я думаю, все согласятся со мной, что интернет, всё же, не заменит живого общения.
Не могу сказать, что консалтинговому бизнесу чудесно и волшебно, ведь наши результаты напрямую зависят от состояния бизнеса в целом. Нашу сферу я отнесла бы к стагнирующей.
- Что делать этим сегментам?
- Всё, сказанное выше - не реквием, не приговор, не последняя страница романа о российском предпринимательстве. Нам остается бороться, изощряться, искать новые продукты, методики продаж, сокращать издержки, кооперироваться, договариваться! Верю, мы выживем и станем более классными, сильнее, лучше, интереснее для нашего клиента! Относительно франчайзи в наиболее пострадавших от кризиса сферах могу сказать, что сейчас не лучшее время тиражирования бизнеса, это нужно отложить до окончания «тряски» на рынке. Вложения сейчас стоит делать только в «быстрые» деньги, проекты и инструменты, которые принесут «быстрые деньги».
Всегда буду рада проконсультировать вас: