26 мая 2010 года в Москве прошло очередное заседание Экономического клуба ФБК на тему «Спрос на экономистов в России: кризис перепроизводства?». (http://www.fbk.ru/company/economic/)Ведущие экономические эксперты в рамках заседания ответили на вопросы, столкнулась ли Россия с кризисом перепроизводства экономистов или это кризис некачественного экономического образования, как российские экономическое образование оценивают в мировом сообществе и другие.
«Существуют два почти не пересекающихся рынка экономистов – российский и международный», - отметил директор Международного института экономики и финансов ГУ-ВШЭ Сергей Яковлев. По его словам, развитие экономической науки в России сдерживают используемые стандарты образования. «Все быстроразвивающиеся страны опираются на англосаксонскую систему, где большое место уделяется специализации и практическим занятиям. Мы же используем старую континентальную систему – больше теории и энциклопедических знаний», - пояснил эксперт. По его словам, хороший экономический факультет должен отвечать трем условиям: отбирать лучших студентов, то есть иметь высокий проходной балл, иметь лучших преподавателей, чьи исследования признаны на мировом уровне, и обеспечивать востребованность своих выпускников внешней средой. «Для этого необходимо искать эффективные методы взаимодействия с рынком труда», - заключил Яковлев.
Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев отметил, что «ощущается острая нехватка хороших специалистов и перепроизводство плохих». По его мнению, в целом «ситуация не такая плохая, как могло бы показаться, и она медленно, но меняется в лучшую сторону». По мнению С.Гуриева, если среди нынешних российских экономистов, скорее всего, нет кандидатов на Нобелевскую премию, то среди нынешних российских студентов – скорее всего, есть. «Признаком того, что качество российского образования приближается к мировым стандартам, будет ситуация, когда выражение «российский экономист» перестанет быть ругательством», - отметил эксперт. В то же время он предостерег от опасности «зацикливания» российского экономического образования на себе, что неизбежно приведет к еще большему отставанию.
Директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев уверен, что проблемы низкого качества экономического образовании отражает неэффективная экономическая политика. Ведь ее формируют именно выпускники-экономисты. Основной причиной низкого качества подготовки экономистов эксперт назвал отсутствие спроса на качественную и независимую аналитику. Кроме того, по его словам, студенты российских экономических факультетов и вузов получают недостаточно фундаментальное образование. При этом он отметил, что, согласно данным Росстата, экономическая профессия уже не является самой востребованной и занимает только 11-е место после профессий врача, преподавателя, инженера по охране труда и других. Зато по количеству выпускников по специальности «экономика и управление» Россия уже находится на среднемировом уровне (если в 1986 г. по этой специальности было 8,5% выпускников вузов, то в 2009 г. – 31,2%).
Генеральный директор Экономико-правовой школы ФБК Сергей Пятенко отметил, что «разрыв между потребностями практики и вузовским образованием существовал всегда и, по-видимому, неизбежен». При этом он подчеркнул, что сегодня знания недолговечны. «Все, даже самые опытные специалисты, вынуждены постоянно повышать свою квалификацию. Учиться нужно постоянно, образование становится непрерывным и продолжается всю жизнь. Это становится не только нормой жизни, но и одним из основных условий развития любой компании», - сказал эксперт. Он подчеркнул, что особую актуальность приобретает краткосрочное бизнес-образование, хотя порой сегодня бизнес-образование вынуждено занимается «латанием дыр» в образовании базовом.