В Институте хирургической коррекции и восстановления им. В.Д. Решетова дали шанс на спасение пациенту c рецидивом рака небной миндалины. В ходе операции был применен метод затылочного лоскута.
Большинство онкологических операций по поводу злокачественного поражения в области головы и шеи приводят к созданию сложного обширного комбинированного дефекта. Для восстановления функции, объема и для более быстрой реабилитации пациента, необходимо устранение данного дефекта, созданного во время операции.
Объем, размеры, степень распространённости и локализация потери тканей являются предрасполагающими для выбора лоскута. Реконструкция комбинированного дефекта является трудной задачей и решается посредством индивидуального подхода к каждому конкретному случаю. При этом закрытие хирургического дефекта местными тканями, если это возможно, является более предпочтительным вариантом пластики.
Затылочный (задне-шейный) лоскут является представителем сложного кожно-мышечного сегментарного лоскута. То есть лоскут имеет широкое основание и кровоснабжается из нескольких артерий (затылочной, задней ушной артерии). Этот метод реконструкции используется только при крупных дефектах. У пациентов, получивших лечение по поводу злокачественных новообразований головы и шеи, этот метод реконструкции позволяет получить здоровые, хорошо кровоснабжаемые ткани, способные прижиться в раневом ложе.
Затылочный лоскут хорошо себя зарекомендовал в онкопластической хирургии, так как способен замещать большой дефицит тканей, что расширяет показания к операциям у больных, ранее считавшихся неоперабельными и некурабельными.
Именно этот метод был применен для лечения пациента М. с прогрессированием основного заболевания (рак левой небной миндалины рT2N3M0. IVB ст.) – метастаз плоскоклеточного рака в мягкие ткани боковой поверхности шеи слева. Ранее пациенту было выполнено хирургическое лечение в объеме тонзиллэктомия, лимфаденэктомия шеи слева, проведена лучевая и химиотерапия. Объем поражения мягких тканей, близость расположения опухолевого узла к внутренней сонной артерии (2мм от ВСА по данным КТ) и резистентность опухоли к лучевой и химиотерапии говорят о необходимости радикального хирургического лечения.
Пациенту было выполнено широкое иссечение опухоли мягких тканей боковой поверхности шеи. В результате хирургического лечения обнажились жизненно-важные структуры шеи. С целью пластического устранения хирургического дефекта и укрытия внутренней сонной артерии был применен затылочный лоскут.