Темп роста европейского автомобильного рынка, как и ожидалось, резко замедлился в связи с завершением программ по утилизации старых автомобилей. В апреле рынок новых автомобилей в годовом исчислении сократился на 7,4%, однако за период с января по апрель текущего года показатели выросли на 4,8%. Италия и Германия, общий объем продаж новых автомобилей которых составил 37% всего европейского рынка, потеряли в годовом исчислении соответственно 16% и 32% продаж. В Росси же, по прогнозам Frost & Sullivan, рынок легковых автомобилей в 2010 году увеличится почти до 1,6 млн. транспортных средств благодаря реализации программы по утилизации старых автомобилей (которая, напомним, является экспериментом), постепенному восстановлению экономики, а также повышению потребительской уверенности и доступности автокредитов.
“Пострадавшие от сокращения объема продаж страны Европы можно условно поделить на две группы: завершившие реализацию программ по утилизации старых автомобилей Германия и Италия, и не осуществлявшие никаких государственных стимулирующие программ Болгария, Чехия, Эстония, Венгрия, Литва и Польша. Великобритания все еще испытывает благотворное влияние программы, реализация которой закончилась в марте, - говорит аналитик компании Frost & Sullivan Виталий Бельский. – Но, несмотря на динамику продаж в начале года при росте 4,8%, итоги апреля могут обозначить начало негативного тренда 2010 года, особенно принимая во внимание планируемое сворачивание программ по утилизации старых автомобилей в странах с крупными автомобильными рынками, таких как Испания и Франция”.
Итоги продаж легковых и легкогрузовых автомобилей Росси за апрель говорят о том, что рынок начинает оттаивать по мере того, как повышается индекс потребительской уверенности. Клиенты снова возвращаются в шоу-румы. Увеличение продаж в апреле (в годовом исчислении) на 20% – это именно то, в чем так остро нуждается российский автопром после тяжелейшего 2009 года. “Принимая во внимание то, что начало 2010 года у многих дилеров было ознаменовано недостаточной загруженностью складов, в связи с чем людям сейчас приходится ждать месяцами поступления автомобилей, можно сказать, что результат весьма многообещающ, - утверждает Бельский. - Однако не следует быть слишком оптимистичным. В апреле прошлого года продажи снизились на 53% по сравнению с прибыльным 2008 годом. Российский рынок легковых автомобилей по-прежнему далек от своего потенциала, а если быть точнее, то апрель 2010 года на 44% ниже апреля 2008 года”.
“В Европе программы по утилизации старых автомобилей оказались одним из самых эффективных способов поддержки автопрома. Также в России программа работает, не смотря на то, что запущена с запозданием и до конца не отлажена. Однако главный вопрос заключается в том, что случится с рынком, когда финансовая помощь по утилизационной программе исчерпается? Будет ли это таким же потрясением, как и для рынка Германии или Италии? Похоже на то, что в некоторой степени, будет, - рассуждает Бельский. - Если спрос позволит исчерпать все средства, выделяемые государством (это максимум 200 тыс. автомобилей), - что вполне вероятно, - то на количество машин, продаваемых по этим стимулирующим программам, придется примерно 13% всего рынка. В том случае, если потребительская уверенность продолжит укрепляться, а экономическая ситуация будет улучшаться, к концу текущего года темп роста рынка легковых автомобилей начнет увеличиваться. Это несколько сгладит отрицательный эффект от завершения программ по утилизации старых автомобилей. Как бы то ни было, данные по европейским продажам, даже в такой сравнительно благополучной стране Центрально-Восточной Европы, как Польша, свидетельствуют о том, что на рынке новых автомобилей по-прежнему сохраняется волатильность.”
“На сегодняшний день российский рынок растет, и наиболее благоприятно это сказывается на компании АвтоВАЗ. В марте примерно 34% ее совокупных продаж, а это 52 449 автомобилей, было осуществлено по программе утилизации старых автомобилей. Вместе с тем, даже те производители, которые не извлекают из данной программы прямой выгоды, демонстрируют признаки восстановления, включая производителей машин премиум-класса (Mercedes Benz, Audi, Lexus), что является весьма хорошим признаком общего восстановления” – подводит итоги Виталий Бельский.
Если вы хотите получать более подробную информацию по автомобильному рынку, отправьте, пожалуйста, электронное сообщение специалисту отдела корпоративных связей Нилe Билеко-Сулик по адресу: nila.bileko-sulik@frost.com. В сообщении укажите, пожалуйста, Ваше имя, фамилию, название компании и контактную информацию.