27 мая Управление по работе с общественными структурами МТПП и юридическая компания «BGP Litigation» провели вебинар на тему: «Как снизить налоговые платежи бизнеса кардинально здесь и сейчас?», сообщает пресс-служба Московской торгово-промышленной палаты.
Старший юрист, адвокат «BGP Litigation» Денис Савин рассказал о том, какие способы помогут бизнесменам сократить налоговые платежи в период карантина. Так, представителям малого и среднего бизнеса пострадавших отраслей разрешено воспользоваться продлением сроков уплаты налоговых платежей. Срок уплаты налога на прибыль, УСН, ЕСХН за 2019 год продлевают на 6 месяцев, равно как и срок уплаты страховых взносов за март-май 2020 года, а также авансовых платежей по налогу на прибыль, за исключением НДС и НДФЛ за 1 квартал 2020 года. На четыре месяца продлевают срок уплаты налогов, приходящихся на второй квартал нынешнего года, и до 30.10.2020 года и 30.12.2020 года продлевают авансовые платежи по транспортному налогу, налогу на имущество и земельному налогу за 1-2 квартал 2020 года.
По словам Дениса Савина, сейчас готовится законопроект, который предусматривает ряд дополнительных опций – в частности, освобождение от уплаты налогов и страховых взносов за второй квартал 2020 года, предоставление налогового вычета для предпринимателей в размере 1 МРОТ, а для самозанятых предпринимателей – возврат налогов за 2019 год и предоставление налогового вычета в размере 1 МРОТ.
Аналогичные возможности, но с другими, более «скромными» сроками, есть у малого и среднего бизнеса, который не находится в числе пострадавших отраслей.
Далее спикер рассказал о сроках и критериях предоставления отсрочек и рассрочек налоговых платежей, заметив, что отсрочка предоставляется на определенный период, а рассрочка – это период, на который разбивается платеж. Максимальные отсрочки для МСБ предусмотрены до одного года – чтобы их получить необходимо соответствовать определенным критериям (снижение выручки более чем на 50% либо наличие убытков при одновременном снижении выручки более чем на 30%). Савин отметил, что получить такую отсрочку на срок до 3 месяцев может любое лицо, сформулировав определенную аргументацию и подав заявление до 1 декабря текущего года. Для более крупного бизнеса предусмотрены более длительные периоды отсрочки – от 3 до 5 лет.
Докладчик также рассказал о механизме изменения метода исчисления авансовых платежей как способа уменьшения налога к уплате. Он, в частности, отметил, что в течение 2020 года можно в любой месяц перейти на уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли. Для этого необходимо подать заявление по специальной форме (письмо ФНС России от 22.04.2020 №СД-4-3/6802). При определенном размере выручки (в период поддержки этот размер повышен с 15 млн до 25 млн руб. за квартал) можно перейти на ежеквартальную уплату авансовых платежей исходя из фактически полученной прибыли – специальных заявлений и согласований для этого не требуется.
Это основные федеральные меры, которые позволяют снизить размер налоговых платежей прямо сейчас.
Далее докладчик остановился на возможности выявления налоговых резервов на основе налоговой отчетности за последние 3 года: возможно, организация не воспользовалась всеми полагающимися ей льготами, не приняла к учету какие-то расходы по налогу на прибыль, так как не хватало определенных документов, приняла к сведению не все вычеты по НДС или не все повышающие коэффициенты по амортизации, НИОКРам и т.д. Если сумма выявленных резервов достаточно внушительна, можно подготовить и подать в налоговую инспекцию уточняющую налоговую декларацию и после камеральной проверки зачесть эти суммы в счет текущих платежей либо вернуть их из бюджета. При такой работе, подчеркнул докладчик, выявляются «системные вещи», позволяющие более эффективно использовать налоговую систему и сократить размер будущих налоговых платежей.
Во время кризиса, напомнил Денис Савин, обычно совершается много операций, традиционно привлекающих внимание налоговых органов. Он рассмотрел основные нюансы налогообложения актуальных сделок по продаже бизнеса/активов, предоставлению внутригрупповых займов, выводу прибыли, а также передаче активов внутри группы компаний, проанализировав плюсы и минусы каждого вида сделки.
В заключение докладчик остановился на трех способах ликвидации компании – добровольном, через банкротство и альтернативном, также подробно рассмотрев плюсы и минусы каждого из них. Добровольная ликвидация – самый быстрый способ, однако осложняется риском назначения выездной налоговой проверки. «В ситуации кризиса есть возможность провести ликвидацию и не привлечь внимания налоговиков, но это лотерея», – предупредил докладчик. Когда компания попадает в конкурсное производство (при банкротстве), налоговики уже не могут выезжать на проверку, так как это противоречит внутренним методическим рекомендациям налоговиков. Однако процедура банкротства занимает дольше времени и должна быть связана с плохим финансовым состоянием должника. Тем не менее ее часто используют, чтобы избежать выездной налоговой проверки. Альтернативная ликвидация (продажа компании независимым лицам и прекращение ее деятельности) – максимально рискованный вариант. Им могут заинтересоваться и налоговая инспекция, и правоохранительные органы. Ее целесообразно рассматривать лишь только, если компания не ведет деятельности в последние 3-5 лет.
Советник налоговой практики «BGP Litigation» Александр Трифонов напомнил, что с 1 июня заканчивается период ограничений по приостановленным из-за «коронавирусного» кризиса контрольным мероприятиям – проверкам и т.д. В частности, планы выездных проверок уже сформированы. Кассационным постановлением Северо-Западного округа вроде бы был задан вектор на налоговую реконструкцию, однако не в том ключе, в каком хотелось бы, посетовал докладчик. Бизнес надеялся на перерасчет НДС и прибыли, но получил таковой только в части прибыли. Что касается НДС, то если не установлен реальный производитель товара или организация, реально оказывавшая услуги, то на вычет организация рассчитывать не может.
Докладчик объяснил, как не платить за контрагента в случае требований налогового органа, как вести себя с налоговыми инспекторами, как должны соблюдаться при проверках соответствующие процедуры. «Не каждый может оценить и понять, работать с контрагентом или нет, – констатирует докладчик. – Иногда цена и сроки выгодные, преимуществ масса, но, наверное, контрагент для работы не подходит». По его словам, экономия на приобретении услуг и товаров от «выгодного» контрагента может быть уничтожена последующими штрафами от налоговой инспекции. Важно детально проанализировать состояние контрагента, с которым хочется заключить договор, и правильно составить этот договор, чтобы в последующем не отвечать за партнера перед налоговой инспекцией.