Написать философский роман, ставший бестселлером, сегодня многим кажется непосильной задачей, но Александр Лапин выпустил за последние годы сразу несколько таких книг. Участникам Ежегодного всероссийского совещания молодых литераторов Союза писателей России, состоявшегося на днях в Московском государственном институте культуры, он рассказал как надо строить разговор с современным читателем на самые сложные темы.
Сегодня писатели вынуждены работать в конкурентной среде, где главный ресурс – это время. Современное поколение потребляет контент минимум в два раза быстрее, чем раньше, и за его внимание приходится побороться. «Книга должна читаться взахлеб. Это главная аксиома, без которой остальное не имеет смысла, – с этих слов Александр Лапин начал свой мастер-класс. - Значит нужно, прежде всего, учитывать психологию читателя и современные реалии. Сейчас жизнь насыщенная, она летит быстро. Уловите темп, чтобы читатель не заскучал». Это правило ярко прослеживается в самом известном романе Лапина «Русский крест», где в двух первых частях, посвященный детству главных героев, пришедшемуся на так называемую «эпоху застоя», события описаны медленно и подробно, а в конце повествование, перенося читателя в наши дни, становится гораздо динамичнее. Писатель признаётся, что сделал это намеренно: «Первые главы романа рассказывают о советском периоде, который отличался плавностью и некой определённостью жизни, но последующие части наполнены большей экспрессией, ведь люди и их возможности со временем изменились. Я хотел это показать», – объяснил он.
Многие молодые авторы, считает Лапин, совершают одну и ту же ошибку. Их произведения строятся на линейном повествовании, которое читателя не цепляет. Они не учитывают психологию людей. «Лет 200 назад можно было взять книгу и читать описание, растянутое на две страницы. В то время люди жили на одном месте, имели мало информации о жизни в других пределах, поэтому для них эти описания были ключевыми. Сегодня информационное поле полностью изменилось, так что вдаваться в излишние подробности не всегда нужно. Самое главное для современного писателя – будить воображение». Читатель не должен, да и не факт, что захочет пробираться через «бурный» поток мыслей автора. С такой парадоксальной проблемой часто сталкиваются писатели, слишком глубоко знающие и чувствующие то, о чем пишут. Казалось бы, здорово, но это знание их и подводит, так как за кучей мелких деталей и подробностей теряется сам замысел книги. «Читатель должен вместе с вами додумать и дописать произведение, те самые детали. Если вы не даёте такой возможности, то успеха у книги не будет. Интерес появляется как раз в момент, когда надо о чём-то догадаться. Сделайте читателя вашим сотворцом».
В ходе лекции Александр Лапин признался, что несмотря на изменчивость времени, есть некоторые золотые правила и приемы, которые сохраняются веками. Это, например, любовный треугольник, без которого, как известно, не бывает хорошего романа. Нет смысла «грузить» читателя и бесконечными фактами, цифрами, деталями, ведь истина в том, что людей интересуют люди: «Если вы не сумеете из произведения отжать важное, то роман потерпит фиаско. Долгое и нудное повествование лишь запутает читателя».
На лекции не обошлось без анонсов. Писатель рассказал, что работает над новым романом о Казахстане «Суперхан». Лапин признался, что по крупицам собирал образы будущих героев, много путешествовал, изучал архивы, специальную литературу: «При этом, к примеру, один из важнейших для меня философских вопросов в романе я изложил всего на полутора страницах, а на подготовку ушли годы. Но это и есть самое главное, потому что я составил личное представление, которое выработалось в результате напряженной работы. Если вы просто переписываете чужие взгляды на жизнь, то это никому не будет интересно. Надо много читать, думать, набираться личных впечатлений. Хорошие писатели ничего не сочиняют, всё берется из глубины души и жизненного опыта».
Поэтому ни один критик не сможет уличить его в незнании фактов или деталей, продолжил Лапин. Так, чтобы написать небольшой эпизод о том, как ловят рыбу на Камчатке, он лично слетал на полуостров. «Если я буду с утра до вечера смотреть в компьютер, то ничего не узнаю. В интернете мы видим жизнь чужими глазами, реальность искажается. Если пишете о чём-то – поезжайте и посмотрите на это сами. Только настоящее и искреннее заинтересует читателя».
Чтобы сохранить себя для творчества в ежедневной суете, Александр Лапин практикует и йогу. «Когда перестаешь мысленно метаться, в голове наступает тишина. Именно тогда можно спокойно работать, приходит вдохновение, которое обычно подавляется сиюминутными мыслями». Секрет прост - литературная деятельность для него всегда в приоритете. «Чистое сознание и любовь к своему делу. Ничто не сравнится с удовольствием от творчества», – признался Лапин в конце мастер-класса.