Проблема социальной адаптации выпускников детских домов существует в нашем обществе уже давно. Несмотря на наличие формального множества открывающихся перед ними перспектив, воспитанники испытывают значительные трудности при подготовке к самостоятельной жизни и все чаще находятся в состоянии психологического стресса.
По статистике, только 40 процентов юношей и девушек выходят на связь после выпуска из интерната, о судьбе остальных 60 процентов можно лишь догадываться.
Несмотря на то, что государство тратит огромные финансовые и ресурсные средства, чтобы вырастить из подопечного интерната полноценного гражданина, по данным Министерства образования только четверть выпускников успешно адаптируются в обществе: учатся выстраивать отношения с людьми, находят работу, заводят семьи. Остальные не могут жить самостоятельной жизнью и часто заканчивают ее в тюрьмах и на улице, отказываются от собственных детей, многие даже кончают с собой.
По данным Генпрокуратуры РФ, 40 процентов выпускников сиротских учреждений становятся алкоголиками и наркоманами, еще 40 процентов совершают преступления.
Поэтому, профессиональное сообщество хорошо понимает значение наставничества для выпускников интернатов. Так, в 2003 году в Московской области был принят закон «О патронате».
Но если институт приемной семьи последние 15 лет поддерживается и активно развивается, то постинтернатные воспитатели остаются вне процесса системной подготовки. Пилотный проект Фонда «Образ жизни» - это первый шаг большого пути поддержки процесса социализации выпускников детских домов. Он заключается в развитии постинтернатных воспитателей, которые являются их наставниками.
Программа данного курса была разработана «Образом жизни» в рамках программы "Профлаб" по запросу органов опеки и попечительства города Наро-Фоминск. Курс включал в себя темы по психологии общения и развития, семейной психологии, психологии взросления и социализации, а также юридические вопросы.
В группу участников вошли уже работающие постинтернатными воспитателями люди, приемные родители, которые планирует остаться в роли постинтернатных воспитателей, сотрудники органов опеки и интернатов.
На заключительном этапе, при планировании дальнейшей работы, участники программы посмотрели на процесс поддержки выпускников 18+ с трех ролевых позиций: глазами наставников, глазами сотрудников опеки и глазами самих подопечных.
Фонд «Образ жизни» в рамках программы «Профлаб» с 2014 года системно реализует проекты по повышению квалификации сотрудников учреждений социальной сферы. Они помогают создавать комплексный подход к изменениям в месте реализации, выстраивать эффективную коммуникацию на всех уровнях и формировать единое реабилитационное пространство. В «Профлаб» семьям и детям, нуждающимся в помощи государства, оказывается полная совокупность социально-правовых и психолого-педагогических услуг, для решения острых проблем.
Проект продолжится в 2020 году при совместном участии в программе развития наставников и подопечных.