26 ноября 2019 года в Москве прошел круглый стол Комитета по женскому лидерству, на котором впервые были представлены результаты исследования «Эффективные стратегии женского лидерства в современной России».
Всероссийский опрос «ВЦИОМ Спутник» проведен 9-12 сентября 2019 г. в рамках исследования, подготовленного рабочей группой Комитета по женскому лидерству Ассоциации менеджеров при участии KFC Russia, Mastercard, PepsiCo, VTB Capital. Цель исследования - оценить гендерные особенности карьерных треков в российском бизнесе.
Лидер глазами россиян, это в первую очередь тот, кто умеет вдохновлять других и вести их за собой (62%) – чаще такое определение лидера называли женщины (70%). По мнению половины опрошенных, лидер также должен уметь организовать команду (53%). Также он пользуется уважением среди коллег (35%), достиг высокого уровня профессионализма (32%) и влияет на принятие важных решений на работе (22%).
Более половины россиян считают, что предрасположенность к лидерству не зависит от пола человека (58%). Треть респондентов думают, что мужчины более предрасположены к лидерству (32%), в первую очередь потому, что так принято в обществе (7%) и вследствие их сильного характера (6%). Каждый десятый напротив, считает женщин более предрасположенными к лидерству (8%), поскольку они внимательные (1%), более ответственные (1%) и могут вести за собой мужчин (1%).
К женскому лидерству россияне относятся нейтрально или позитивно (49% и 47% соответственно). При этом позитивное отношение чаще демонстрируют женщины (58%), а также жители городов с населением менее 50 тыс. жителей (55%) и ПГТ и сел (51%). Лишь 4% респондентов декларируют негативное отношение к тому, что женщины могут занимать руководящие должности и посты.
По мнению четверти россиян, есть сферы, в которых следует руководить именно женщинам – 25%. В частности, к таким сферам относят: гуманитарные отрасли и образование (6%), медицину (5%), воспитание детей и дошкольное образование (3%), а также сферу красоты и моды (2%). Помимо этого, каждый пятый опрошенный считает, что во всех сферах должно быть поровну руководителей обоих полов (19%), а каждый второй думает, что пол руководителя не имеет значения (47%).
В топ-3 причин, способствующих в тому, чтобы женщина стала руководителем при наличии достаточного профессионального опыта, вошли личные качества женщины (45%), её желание и личная заинтересованность (так считают 37% среди россиян в целом и 42% среди женщин) и поддержка окружающих (25%).
Факторами, ограничивающими успешность карьеры женщины, является нежелание или отсутствие заинтересованности в этом (36%). При этом среди женщин об этом говорят 40% опрошенных, а среди мужчин эта доля – 31%. Также среди барьеров упоминаются: отсутствие лидерских качеств (35%) и возложенные на женщину семейные обязанности (31%)
Относительно распределения обязанностей в различных сферах жизни между мужчиной и женщиной, большинство россиян придерживаются мнения о необходимости их равномерного распределения (71% среди россиян в целом, 77% - среди женщин, 80% - среди жителей двух столиц, 75% – городов с населением менее 50 тыс. чел.). О том, что хозяйственные дела должны быть возложены на женщину, говорят 19% опрошенных, чаще – мужчины (21%) и жители городов с населением 50-100 тыс. чел (28%). Сторонником мнения о том, что хозяйственные дела – мужской удел являются 6% опрошенных, чаще – представители мужской аудитории (9%). За равные обязанности в сфере воспитания детей выступают 82% россиян, чаще женщины – 85%, жители столиц (85%) и городов с населением 500-950 тыс. чел (85%). О том, что воспитание детей – женская обязанность, говорят 13% респондентов, а о том, что мужская – 4%.
Финансовое обеспечение, по мнению 59% россиян, должно быть возложено на мужчину, и они чаще других сами заявляют об этом (66%). Солидарны с ними – жители городов с населением 500-950 тыс. человек (66%). О том, что данная обязанность должна быть распределена одинаково между представителями обоих полов, говорят 36% опрошенных, чаще – женщины (43%), жители столиц (52%) и городов-миллионников (41%).
В опросе приняли участие россияне в возрасте от 18 до 60 лет. Метод опроса — телефонное интервью по стратифицированной двухосновной случайной выборке стационарных и мобильных номеров объемом 1600 респондентов. Выборка построена на основе полного списка телефонных номеров, задействованных на территории РФ. Данные взвешены на вероятность отбора и по социально-демографическим параметрам. Для данной выборки максимальный размер ошибки с вероятностью 95% не превышает 2,5%. Помимо ошибки выборки, смещение в данные опросов могут вносить формулировки вопросов и различные обстоятельства, возникающие в ходе полевых работ.