На днях представители Группы компаний «Градиент Альфа», специализирующейся на консультационной деятельности и экспертной работе по совершенствованию законодательства в налоговой и бухгалтерской сферах, совместно с депутатом МосГорДумы И.Ю.Новицким, а также руководители ряда крупных российских холдинговых компаний провели Круглый стол.
Многие компании, особенно в сфере среднего и крупного бизнеса, строятся в форме холдинга. Но в законодательстве Российской Федерации закон о холдингах отсутствует. Вопросы правового регулирования холдингов активно обсуждаются и в государственных структурах и в бизнес-сообществе. Первая попытка создать закон о холдингах была предпринята шесть лет назад (в 2000 году был отклонен Президентом принятый Думой и одобренный Советом Федерации Федеральный Закон о холдингах). На сегодняшний день отсутствие законодательных актов о деятельности холдингов порождает управленческие и правовые проблемы в компаниях и не позволяет максимально извлечь из них все возможные преимущества.
Финансовый эксперт, Председатель Совета директоров Группы компаний «Градиент Альфа» Павел Гагарин отметил, что «…в настоящее время есть тенденция укрупнения бизнеса. Компании стремятся повысить свою инвестиционную и кредитную привлекательность, диверсифицировать риски… Количество холдингов растет. Возникают вопросы управления брендами: у компании может быть несколько производственных, торговых брендов. Соответственно, брендинг компаний может и должен быть диверсифицирован…. Т.е. существует ряд факторов, которые способствуют росту количества холдингов. Растет количество корпоративных вопросов и конфликтов. Последние годы, особенно в 2005-2006 гг., наблюдается увеличение количества рейдерской деятельности, как с точки зрения захвата и отъема бизнеса, так и с точки зрения конкурентной борьбы… В долгосрочной перспективе принятие холдингового законодательства, позволяющего рассматривать холдинг как единый субъект налогообложения, приведет к положительным результатам для государства: и с точки зрения увеличения ВВП, и с точки зрения собираемости налогов».
Основные проблемы, связанные с блоком вопросов по налогообложению, в свете законотворческой работы по внедрению понятия и практики холдингов, Светлана Тищенко, руководитель Управления аудита Группы компаний "Градиент Альфа" видит, во-первых, во взаимозависимости: «Если компании являются взаимозависимыми, то контролеры могут применить к ним статью 40 Налогового Кодекса, оспорить цену сделки и доначислить налоги и пени. Разумеется, при практике холдинга подобная двусмысленность не уместна. Во-вторых, нормальной практикой является безвозмездное пополнение бюджетов дочерних компаний в интересах холдинга. Однако, по гражданскому законодательству, подарки между юридическими лицами на сумму более, чем 5 МРОТ, невозможны. В-третьих, есть проблема, связанная с договорами дарения. В частности, у фирмы принявшей "подарок", не возникает обязательств перед дарящей, но ведь управляющей компании необходим отчет по использованию средств. Хотелось бы ввести рассмотрение передачи имущества между взаимозависимыми организациями как целевое финансирование, а не как дарение. При этом конечно, получающая сторона будет обязана профильно использовать активы. Есть еще один риск, возникающий при внутрихолдинговых финансовых передачах: головная компания может перераспределять прибыль внутри холдинга путем передачи прибыли одних дочерних компаний – другим. Разумеется, эта прибыль уже была обложена налогом на прибыль, а дивиденды уплачены. В то же время судебная практика начисляет по таким сделкам повторный налог на прибыль».
Правовая неопределённость объединений юридических лиц имеет как положительные, так и отрицательные аспекты. О них рассказал Константин Проничев, юрисконсульт Группы компаний «Градиент Альфа»: «…К положительным аспектам можно отнести то, что субъекты холдинга – отдельные самостоятельные субъекты права. Это позволяет распределять возможные риски бизнеса в целом. Так, каждое отдельное юридическое лицо отвечает только по своим обязательствам и только принадлежащим ему имуществом. Поэтому логично распределять имеющиеся активы бизнеса между несколькими юридическим лицами, и тогда «удар» по одному из них позволит выстоять всей структуре.
К отрицательным можно отнести то, что объединение компаний, так сказать, виртуально и не является самостоятельным субъектом. Бывает, наши клиенты задают вопрос: а как мы официально можем действовать как объединение компаний? Может ли это объединение иметь свои органы управления? Также отрицательным является то, что компании, входящие в холдинг и имеющие постоянные взаимоотношения между собой, вынуждены соблюдать требования законодательства, разработанные для юридических лиц, функционирующих автономно, без учёта того факта, что они могут действовать в единой «связке».
Экспертами предлагаются следующие изменения законодательства:
1. Признание правосубъектности холдингов путём их государственной регистрации. Эта регистрация не должна означать, что создано новое юридическое лицо, но должна давать холдингу права, которые отсутствуют у самостоятельных юридических лиц.
2. Отмена одобрения крупных сделок и заинтересованных сделок в том случае, если они совершаются между участниками холдинга. Разумеется, что при этом эти сделки всё равно должны быть предварительно одобрены, но головной компанией холдинга, которая создана специально для управления им. В отечественной практике указанные сделки зачастую используются как рычаги корпоративных захватов, особенно если оформлению этих сделок не уделялось соответствующего внимания. Рейдеры, выискивая бреши в обороне захватываемой фирмы, инициируют иски, оспаривая совершённые сделки. Это особенно актуально в свете распространения холдинговой структуры ведения бизнеса, т.к. сделки между участниками холдинга как правило в 100% случаев попадают под определение заинтересованных сделок. А ведь компании холдинга постоянно совершают сделки между собой, проводя единую предпринимательскую политику.
Кроме того, возможность блокировки принятия решения о совершении заинтересованных сделок дает возможность меньшинству участников одного из общества оказывать давление на все компании холдинга. Очевидно, что такое положение вещей нарушает баланс интересов в группе.
3. Для объединения компаний необходимо такое законодательное решение, по которому взыскание на акции (доли участия) дочерних обществ, находящихся на балансе материнского общества, должно производиться в последнюю, а не в первую очередь.
Закон «Об исполнительном производстве» в ст. 59 указывает, что в первую очередь арестовывается и реализуется имущество должника, не участвующее в производстве. В частности – ценные бумаги. Однако, для холдинга ценные бумаги являются важным основанием для осуществления деятельности холдинга в целом. Ведь выход даже одного дочернего общества из состава холдинговой компании (путем изъятия и продажи соответствующего пакета акций) может привести к серьезному нарушению производственных операций.
4. Введение в холдингах солидарной ответственности головной компании наряду с остальными. Тогда кредиторы могут предъявить претензии любой компании по своему выбору – либо той дочерней, с которой они совершали сделку, либо сразу головной компании.
В заключение встречи участники Круглого стола пришли к выводу, что необходима организация ряда коллективных обсуждений, позволяющих разработать законодательные инициативы по совершенствованию правового регулирования деятельности холдинговых структур.