17.10.2019 18:08
Аналитика.
Просмотров всего: 9623; сегодня: 3.

Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса

Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса

Банк «Открытие» совместно с Mail.ru Group, Московской школой управления Сколково и РАЭК замерили готовность малого и среднего бизнеса к цифровой экономике. Оператором исследования выступил Аналитический центр НАФИ.

Было проведено масштабное исследование готовности предприятий МСБ Москвы и российских регионов к цифровой модели бизнеса. Основными барьерами на пути к цифровизации, по оценкам предпринимателей, являются незаинтересованность руководителей компаний в переходе на цифровой формат (21%) и бюджетные ограничения в компаниях на внедрение цифровых технологий (20%). В то же время предприниматели видят плюсы в цифровизации бизнеса: на первый план выходят такие ее преимущества, как удобство контроля над процессами (34%) и увеличение скорости работы (33%).

Для оценки готовности бизнеса к цифровой экономике в рамках исследования был рассчитан Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (Business Digitization Index, BDI). Он интегрирует пять частных индексов:

- Каналы передачи и хранения информации: данный индикатор показывает, используются ли в работе компании различные цифровые каналы передачи и хранения информации (облачные технологии, корпоративная почта, мессенджеры, системы автоматизации и т. д.).

- Интеграция цифровых технологий: параметр измеряет уровень внедрения технологий в работу – искусственный интеллект, интернет вещей, 3D печать, использование онлайн-документов и т. д.

- Использование интернета в продажах: показатель учитывает различные активности, которыми пользуются предприятия в интернет-каналах (наличие сайта, страницы в социальных сетях, использование каналов продвижения и т. д.).

- Информационная безопасность: параметр измеряет готовность предпринимателей к потенциальным цифровым угрозам в процессе ведения бизнеса.

- Цифровое обучение: индикатор демонстрирует уровень готовности руководства компании обучать персонал в области цифровых технологий, а также наличие опыта проведения подобных курсов и тренингов.

В сентябре 2019 года Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса (BDI) в среднем по стране составил 45 процентных пунктов из 100 возможных. Это свидетельствует о том, что сегодня малый и средний бизнес России недостаточно осведомлен о преимуществах внедрения цифровых технологий и возможностях усовершенствования рабочих процессов путем цифровизации компании. Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса отличается у разных компаний: для ИП он составляет 42 пункта, для компаний-юридических лиц – 49 пунктов.

Каналы передачи данных и хранения информации.

Каналом передачи и хранения информации с максимальным охватом предпринимателей является корпоративная почта: ей пользуются 48% предпринимателей. Также достаточно востребованы системы для автоматизации работы предприятия (43%).

«Согласно результатам проведенного исследования, среди всех способов хранения и передачи информации российские предприниматели больше всего довольны облачными решениями: уровень удовлетворенности составляет 94%. Уже сейчас облака являются вторым по популярности среди подобных способов: ими пользуется 46% российских представителей малого и среднего бизнеса. Мы видим, что уровень проникновения облачных решений высок уже сейчас, но есть и значительный потенциал для роста», — комментирует Илья Летунов, руководитель платформы Mail.ru Cloud Solutions.

Интеграция цифровых технологий.

Интернетом для ведения бизнеса пользуется подавляющее большинство компаний (92%). Среди различных цифровых технологий для ведения бизнеса наиболее востребованными являются мобильные приложения (50%), за ними следуют технологии интернета вещей (26%).

Документы для совместной работы (например, Google Docs) используют около половины компаний: 6% пользуются только ими, 40% совмещают использование онлайн- и офлайн-документов.

Электронный документооборот используют три четверти компаний (73%), однако полностью перешли на него только 12%.

Использование интернета в продажах.

Большинство компаний имеют свои сайты (54%). Размещение на онлайн-картах (Яндекс.Карты, 2GIS, Google Maps) является достаточно распространенной практикой: 87% компаний представлены на них. Страницы в социальных сетях имеют 43% российских компаний. В регионах наиболее популярен VK (80%, в среднем по России – 74%), в Москве – Instagram (Запрещенная в РФ организация) (79%, в среднем по России – 57%) и Facebook (Запрещенная в РФ организация) (66%, в среднем по России – 34%). Мессенджеры для работы с клиентами используют 79% компаний.

Наиболее часто используемыми каналами продвижения являются реклама в интернете (46%) и офлайн-каналы (37%).

Представители большинства компаний пока не готовы перевести взаимодействие с клиентами полностью в онлайн-формат. Так, 38% представителей бизнеса указали на то, что решать рабочие вопросы нужно только лично, 45% сказали о необходимости периодических встреч.

Информационная безопасность в компании.

Утвержденная политика информационной безопасности есть у трети компаний (34%). Среди юридических лиц этот показатель выше и достигает 41%. Прописанная политика конфиденциальности есть у 45% компаний.

Четверть всех компаний (23%) не используют в своей работе инструментов обеспечения информационной безопасности (антивирусное ПО, межсетевые экраны, центры мониторинга сетевых атак). Антивирусные программы – наиболее популярный способ обеспечения информационной безопасности.

Цифровое обучение.

В 28% компаний организовывалось обучение сотрудников использованию цифровых технологий. Более трети всех представителей компаний (39%) не видят необходимости в обучении сотрудников пользованию новыми инструментами и специализированными программами для бизнеса, каждый четвертый представитель (24%) считает, что курсы по пользованию цифровыми технологиями нужны всем сотрудникам.

Доля компаний, имеющих специалистов по работе с цифровыми технологиями, относительно невелика – 12% (интернет-маркетологи есть в 9% компаний, веб-аналитики – в 8%, веб-разработчики – в 7%).

Удаленная работа является достаточно популярной среди представителей МСП: у 4% компаний все сотрудники работают удаленно, у 40% удаленно работают некоторые сотрудники.

Заместитель Президента-Председателя Правления Банка «Открытие» Надия Черкасова отметила, что несмотря на обозначенные барьеры на пути к цифровизации, 92% предпринимателей считают, что цифровизация дает преимущества компании.

«Тот факт, что предприниматели видят плюсы в цифровизации бизнеса и признают ее преимущества является хорошей тенденцией. Действительно, цифровизация выступает катализатором активности предпринимателей в экономике и создает новые возможности и бизнес-модели. Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса демонстрирует, что предприниматели находятся в активной стадии заинтересованности в новых технологиях. Банк «Открытие» предоставляет клиентам малого и среднего бизнеса широкий спектр сервисов в дистанционных каналах и предлагает образовательную платформу Open Academy для прокачивания навыков продвижения и эффективности в эпоху цифровизации», – сказала Надия Черкасова.

«РАЭК неоднократно подчеркивала, что, в то время как крупный бизнес активно вовлечен в процессы цифровой трансформации, игроки малого и среднего бизнеса пока не до конца понимают, что именно значит для них цифровая экономика, какие кардинальные улучшения она может привнести в бизнес-процессы, а также не видят своего места в программе цифровизации экономики при участии государства. Довольно низкое значение индекса цифровизации, выявленное по результатам исследования, подтверждает эти выводы»,- отметил директор РАЭК Сергей Плуготаренко.

По его словам, именно предприятия малого и среднего бизнеса формируют предпринимательскую экосистему, которая является базисом экономики страны. «Россия обладает значительным потенциалом для развития цифровой экономики: наличие развитой ИТ-инфраструктуры, сохраняющийся высокий уровень подготовки технологических кадров, постепенное упрощение процедур регистрации компаний и сдачи отчётности», – подытожил директор РАЭК.


Ньюсмейкер: Национальное деловое партнерство "Альянс Медиа" — 12064 публикации
Поделиться:

Интересно:

Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...