02.10.2019 17:48
Аналитика.
Просмотров всего: 22053; сегодня: 3.

Фабрика "Красный Октябрь", или кондитерская фабрика Эйнема

Фабрика

«Эйнемъ», или «Товарищество паровой фабрики шоколадных конфектъ и чайных печений Эйнемъ» было официально учреждено в 1867 году. А началось все с того, что Фердинанд фон Эйнем, приехавший в коммерчески перспективную Москву из Германии, в 1851 году организовал на Арбате небольшую мастерскую (в ней работало всего 4 человека), по производству шоколада и конфет.

В годы Крымской войны, начавшейся в 1853 году, Эйнем поставлял свою продукцию на фронт, и прибыльные военные заказы позволили ему расширить производство и перевести фабрику на Мясницкую улицу. Вскоре к Фердинанду Эйнему присоединился немецкий коммерсант Юлиус Гейс. Заказав в Европе новейшую паровую машину, компаньоны открывают кондитерский магазин на Театральной площади и приступают к строительству фабрики на Софийской, а потом и на Берсеневской набережной Москвы-реки, увеличивая штат до сотни человек.

Еще до того, как о товариществе «Эйнемъ» появилась первая официальная запись в справочнике «Фабрично-заводские предприятия Российской империи» 1867 года, компания уже имела награды, полученные на всероссийских мануфактурных выставках в Одессе и Москве. Постоянно расширяющая свой ассортимент фирма производила конфеты, шоколад, карамель, пастилу, напитки какао, печенье, бисквиты и пряники. Качество продукции было отменным, и объемы заказов год от года увеличивались.

У Фердинанда Эйнема не было наследников, и после его смерти в 1878 году фабрикой стал руководить Юлиус Гейс, принявший решение оставить название компании без изменений. Спустя год открывается отделение «Эйнемъ» в Симферополе, где запускаются в производство мармелад и глазированные шоколадом фрукты.

Условия для работников на фабриках были очень неплохими, что чувствовалось уже при приеме на работу – «новеньких» вели на «гастрономическую» экскурсию по всему предприятию, разрешая есть все, что захочется. На московской фабрике была собственная школа кондитеров, кружки, хор мальчиков. Рабочих обеспечивали одеждой и обувью, предоставляя им жилье и субсидированное питание. После 25 лет работы человек получал памятный серебряный нагрудный знак, а вместе с ним разные льготы и пожизненную пенсию.

Юлиус Гейс, помимо основного производства и кадровых вопросов, уделяет особое внимание рекламе своей продукции, используя самые разнообразные средства: в небесах реяли дирижабли с призывами покупать шоколад Эйнема, в коробки с конфетами вкладывались рекламные листовки; на театральной программке спектакля «Ромео и Джульетта» неожиданно обнаруживалась реклама леденцов от кашля. Выходили серии коллекционных карточек – бабочки, рыбы, птицы, первобытный строй, костюм, русские художники и их картины, и многое другое. Хозяйкам предлагались нарядные банки для сыпучих продуктов, украшенные фирменными логотипами. Выпускались отличные географические карты – с подробной информацией об изображенной стране и с непременной фирменной подписью. Ну и, разумеется, помнили о детях – кто же устоит перед просьбой сладкоежки купить хоть самую маленькую конфетку. В магазинах устанавливались шоколадные автоматы. Опустив в него 10-копеечную монетку и передвинув рычажок, малыш вылавливал выскакивавшую из окошка крохотную шоколадку весом в 5-6 граммов. Стоит отметить, что по тем временам это были не такие уж маленькие деньги: в России только начали выпускать собственный шоколад, и он был недешев. Ярким и запоминающимся названиям «Золотой ярлык», «Фаворит», «Столичный», «Ампир» и так далее – сопутствовала стильная упаковка, отделанная шелком, бархатом и кожей. Для оформления упаковок приглашали лучших художников того времени, таких, как Бакст, Билибин, Врубель и Бенуа, что, несомненно, привлекало все новых покупателей.

Композитор Карл Фельдман по заказу «Товарищества Эйнемъ» написал специальные мелодии с «говорящими» названиями: «Шоколадный вальс», «Вальс-монпансье», «Кекс-галоп», «Танец какао». Ноты этих произведений вкладывались в коробки с продукцией, которая пользовалась большим успехом у покупателей.

К увеличивающейся популярности вновь добавляются награды – в 1896 году продукция товарищества «Эйнемъ» получила золотую медаль на Всероссийской промышленно-художественной выставке в Нижнем Новгороде, а в 1900 году на Всемирной выставке в Париже фабрика получает Гран-при за ассортимент и качество продукции. Ассортимент действительно впечатлял. Даже если говорить лишь о шоколаде, то выпускалось сразу несколько сортов только ванильного шоколада, кроме того, имелся шоколад «Царский», «Княжеский», «Боярский», «Столичный», «Американский», «Всемирный», «Спорт», «Фаворит» и другие. А «любимыми сортами публики», как следовало из рекламы «Эйнемъ» того периода, считались «Золотой ярлык», «Серебряный ярлык» и «Шоколад с молоком». Среди мучных изделий выделялись небольшие пузатые соленые рыбки, особенно привлекавшие любителей пива. Но и дети, не пившие пиво, охотно грызли эти фигурки. Еще занимательнее были цветные фигурки из марципана, изображавшие морковку, репу, огурцы, каких-то зверюшек. Их иногда вешали на рождественскую елку, к великому удовольствию малышей.

В 1913 году товарищество удостоилось почетного звания – поставщик двора Его Императорского величества. Тогда же к 300-летию дома Романовых была выпущена празднично оформленная юбилейная серия конфет.

В 1914 году началась Первая мировая война и закончилось строительство нового комплекса фабричных зданий на Берсеневской набережной, начатое в 1889 году. Во время войны почти вся семья Гейсов покинула Россию, но один из сыновей Юлиуса Гейса - Вольдемар принял российское подданство и продолжил руководить производством, в то же время организуя лазарет для раненых солдат, отправляя на фронт продовольствие и жертвуя деньги на армейские нужды.

После Октябрьской революции 1917 года фабрика была национализирована и стала называться «Государственная кондитерская фабрика № 1, бывшая Эйнемъ», в 1922 году была переименована в «Красный Октябрь».

К 1925 году объем производства достиг дореволюционного уровня и продолжил расти. Появились конфеты «Сливочная помадка с цукатом», «Сливочная тянучка», «Мишка косолапый», «Южная ночь», ирис «Кис-кис».

С началом Великой Отечественной войны часть оборудования «Красного Октября» была эвакуирована в Куйбышев. Все производство пришлось перестраивать, но выпуск самых известных продуктов – конфет «Мишка косолапый» и трюфелей прекращен не был. Для фронта выпускались концентраты: пшенные, гречневые и овсяные каши, а также новые сорта шоколада – «Кола» и «Гвардейский». «Кола» входил в рацион летчиков и подводников и обладал тонизирующим действием из-за входящего в его состав африканского ореха кола.

После войны «Красный октябрь» вернулся к выпуску мирной продукции. В 1966 году на фабрике начат выпуск молочного шоколада «Аленка».

Постепенно новое название становится знаменитым брендом, подтверждая преемственность традиций качества «Товарищества Эйнемъ». Многочисленные достижения и награды российских и международных выставок и ярмарок, среди которых Гран-при Международной выставки в Брюсселе (1958 год) и Гран-при (Золотые медали) международных выставок «WORLD FOOD» (2000–2003 годы) говорят о качестве продукции, которым могли бы гордиться компаньоны Эйнем и Гейс.

В 1991 году «Красный Октябрь» становится акционерным обществом, а с 2002 года входит в холдинг «Объединенные кондитеры».

А в 2007 году основные производственные мощности «Красного Октября» были переведены с Берсеневской набережной в новое здание на ул. Малой Красносельской, где в марте этого года «Объединенные кондитеры» открыли первый в России Музей Истории Шоколада и Какао (МИШКа), созданный на базе музеев кондитерских фабрик «Красный Октябрь», «Рот Фронт» и «Кондитерский концерн «Бабаевский».

Не забыт и основатель предприятия – именем Фердинанда фон Эйнема названы современные наборы конфет «Эйнемъ», на коробках которых использованы рисунки художников середины XIX века.


Ньюсмейкер: HisDoc.Ru История России в документах — 32 публикации
Поделиться:

Интересно:

Одежда и обувь крестьян на Руси
25.11.2024 15:09 Аналитика
Одежда и обувь крестьян на Руси
В старину одежда и обувь не были так доступны, как сегодня. Их делали вручную, что было не так уж и просто. Что носили крестьяне во времена, когда не существовало торговых центров, из чего и как делали обувь и одежду, что такое понёва и армяк? Как носили лапти Лапти – это символ крестьянства на...
550 лет «Хождению за три моря»
25.11.2024 11:58 Аналитика
550 лет «Хождению за три моря»
Индия – сказочное пространство для русского средневекового человека. Такие произведения древнерусской литературы как «Сказание об Индийском царстве», «Повесть о Варлааме и Иоасафе», «Сказание о брахманах» говорят о романтизации и мифологизации этого далекого края. Об интересе к Индии...
Денежная реформа Петра I
25.11.2024 11:03 Аналитика
Денежная реформа Петра I
На рубеже XVII–XVIII столетий Россия вступила в новую эпоху, вошедшую в историографию как петровские реформы. Преобразования эти, охватившие практически все стороны жизни российского общества, вызывали, да и вызывают до сих пор, противоречивую оценку не только современников Петра I, но и их...
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
25.11.2024 10:52 Аналитика
Бессмертный подвиг донских и запорожских казаков: Азовское сидение
21 апреля (1 мая) 1637 года отряды донских и запорожских казаков во главе с атаманом Михаилом Ивановичем Татариновым блокировали турецкую крепость Азов (гарнизон до 4 тыс. человек при 200 орудиях) и после двухмесячной осады 18 (28) июня штурмом взяли вражескую крепость. После этого они удерживали...
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
24.11.2024 15:48 Мероприятия
Модели одежды бренда Misha’Le дизайнера Елены Мишаковой на МКММ 2024
Обработаны фотоизображения моделей новой коллекции одежды Дизайнерского дома Misha’Le Елены Мишакковой представленные на Международном конкурсе молодых дизайнеров в Москве в ноябре 2024 года.МКММ - Международный социально значимый проект в российской fashion-индустрии, цель которого найти...