В июле законом 199-ФЗ были приняты важные поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования государственного финансового контроля, внутреннего контроля и аудита. О том, что это за изменения, как они отразятся на текущей работе контрольных органов Российской Федерации, а также какие перспективы развития есть у отрасли обсудили участники панельной дискуссии «Развитие системы финансового контроля и аудита в секторе государственного управления: сегодня и завтра». Дискуссия прошла в рамках ежегодного Московского финансового форума 2019.
Так что же это за изменения? Во-первых, изменены подходы к осуществлению внутреннего финансового аудита и организации финансового контроля. Во-вторых, расширены полномочия органов внутреннего финансового контроля в части контроля за нарушениями бухгалтерского учета, за нарушение использование субсидий, за реализацией государственных программ и за реализацией государственных контрактов в рамках 44-ФЗ. В-третьих, предусмотрена разработка единых для всей страны стандартов осуществления контроля.
Модератор дискуссии, министр Правительства Москвы, начальник Главного контрольного управления города Москвы Евгений Данчиков, отметил, что данные поправки – в том числе результат работы Совета по вопросам внутреннего государственного финансового контроля.
«Мы вместе с представителями всех субъектов Российской Федерации, с коллегами из Федерального казначейства собрали и проанализировали все предложения, поправки и проблемы, накопившиеся за последнее время у профессионального сообщества. В итоге транслировали их в Минфин России. И считаю, что во многих позициях нас услышали и сегодняшние изменения – это плод совместной работы, которая позволит значительно повысить эффективность государственного финансового контроля и аудита. В целом система контроля, выстроенная в Москве, не изменится, но улучшатся ее отдельные элементы», - отметил Евгений Данчиков.
Заместитель министра финансов Российской Федерации Алексей Лавров подчеркнул важность перехода на риск-ориентированный подход. Например, если в организации система внутреннего контроля работает эффективно, то аудитор и не должен выезжать на проверку, а, наоборот, наблюдать издалека. Если же система неэффективна – постоянный контроль.
«Наряду с тем, что мы расширяем сферу контроля… в каких-то случаях совершенно четко определять вот сюда контролер ходит, а все остальное все-таки должны регулировать рынки», - сказал он.
Аудитор Счетной палаты Российской Федерации Татьяна Блинова, говоря об изменениях, внесенных в Бюджетный кодекс, сказала: «систему финансового контроля нужно выстраивать с точки зрения того, насколько эффективно и результативно вкладывается любой бюджетный рубль. Именно здесь нужна консолидация всех уровней органов финансового контроля и, в том числе, всех инструментов и институтов, которые мы на сегодняшний день создали».
Актуальной темой дискуссии стал вопрос взаимопризнания результатов проверок внутреннего и внешнего контроля, о котором рассказал заместитель руководителя Федерального казначейства Эли Исаев.
«Эффект от совместных проверок есть. И такое взаимодействие необходимо и не только на уровне федерации – между Счетной палатой и Федеральным казначейством, но и на региональном. Главное – исключить дублирование. Должно быть доверие», - сказал он.
Директор Департамента бюджетной методологии и финансовой отчетности в государственном секторе Министерства финансов Российской Федерации Сергей Романов, подводя итоги, отметил «задача на будущее – гармонизировать и обеспечить взаимодействие между всеми уровнями контроля. То есть сделать так, чтобы, с одной стороны, контрольные усилия были достаточными и закрывали все задачи, стоящие перед соответствующим уровнем. С другой стороны, не мешали другим уровням контроля, не дублировали друг друга».
В свою очередь председатель Комитета государственного финансового контроля Санкт-Петербурга Александр Жуков выделил свое видение будущих профессиональных вызовов.
«В перспективе важно, чтобы результаты нашей работы, того, что мы выявляем, консультируем, помогаем и советуем, все-таки находили отражение в правильных управленческих решениях руководства проверяемых организаций. И тогда будет и нарушений меньше, и эффективность расходования бюджетных средств выше», - заключил он.