Начиная с 2015 года, когда вышло поручение Президента РФ о переходе на государственный мониторинг составления смет по результатам государственного мониторинга цен строительных ресурсов, Правительство РФ и Минстрой России занимаются реформой ценообразования в строительстве и проектировании. На основании многочисленных предложений и замечаний от строительного сообщества, систематизированных, в том числе, усилиями НОПРИЗ и НОСТРОЙ, Минстроем был разработан и направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти план совершенствования системы ценообразования.
В настоящее время механизм государственного регулирования стоимости архитектурно-строительного проектирования реализован в ряде федеральных законов Российской Федерации, таких как «Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ, «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 26.01.1996 №14-ФЗ, Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 №44- ФЗ и других. Пристальное внимание к регулированию стоимости капитальных вложений (а именно так, в соответствии со ст. 1 Закона от 25.02.1999 №39-ФЗ трактуются проектно-изыскательские работы) в новейшей истории возникло после таких масштабных проектов как зимние Олимпийские игры 2014 года, строительство космодрома “Восточный”, подготовка Чемпионата мира по футболу-2018.
До 2016 года на федеральном уровне отсутствовали нормативные правовые акты, устанавливающие порядок определения сметной стоимости в строительстве. Вопросы сметного нормирования регулировались методическими документами. Основным документом, начиная с 2004 года, являлась и все еще является на сегодняшний день МДС 81-35.2004 «Методика определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации». Данная Методика заменила ранее действующие документы: «Свод правил по определению стоимости строительства в составе предпроектной и проектно-сметной документации» СП 81-01-94, «Методические указания по определению стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации» МДС 81-1.99 и ряд других методических документов. Данный документ содержит общие положения по ценообразованию и сметному нормированию, а также рекомендации по составлению всех видов сметной документации на разные виды работ.
При этом важнейшим этапом для государственного регулирования ценообразования стало вступление в силу Федерального закона от 03.07.2016 № 369-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Градостроительный кодекс дополнился главой 2.1 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности, федеральный реестр сметных нормативов». Впервые на федеральном законодательном уровне было установлено понятие сметной стоимости и сметных нормативов, а также введено обязательное включение сметных нормативов в федеральный реестр сметных нормативов. Применение сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр, стало не рекомендательным, как ранее, а обязательным.
Однако данный ФЗ фактически поставил вне закона все действующие сборники и справочники по определению стоимости проектирования, так как они не подпадали под внесенное понятие сметных норм. Подобная нормативно-правовая коллизия действовала целый год, до введения Федерального закона от 26.07.2017 № 191-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». В данном законе появилось положение о том, что подобными сметными нормативами можно пользоваться до даты, по состоянию на которую обеспечивается одновременное выполнение следующих условий: включение сведений о соответствующих сметных нормативах, утвержденных в соответствии со статьей 8.3 ГрК РФ, в федеральный реестр сметных нормативов в установленном порядке; введение в действие указанных сметных нормативов; размещение в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) сметных цен строительных ресурсов, определенных в соответствии с частью 5 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
На сегодняшний день постепенно осуществляется переход на новую систему определения сметной стоимости. Если раньше основными методами являлись базисно-индексный, ресурсный и ресурсно-индексный, то после создания всех необходимых инструментов стоимость строительства будет определяться ресурсным способом. Реализация реформы осуществляется на базе ФАУ «ФЦЦС», который должен был стать центром компетенции Минстроя России в области ценообразования — экспертной, организационной, методической и технической площадкой преобразований.
Ресурсный метод ценообразования в мировой практике считается наиболее эффективным. При ресурсном методе стоимость работ определяют путём суммирования стоимости материалов, стоимости зарплаты рабочих и стоимости эксплуатации машин, необходимых для проведения тех или иных работ. Расчёт производят на основании реальных цен на ресурсы, действующих на данный момент. С этой целью был издан приказ Минстроя России под номером 69/пр от 7 февраля 2017 года, утвердивший Методику разработки укрупнённых нормативов цены строительства (НЦС). Однако переход на ресурсную методику расчета еще не завершен, и ФГИС ЦС не предлагает пользователям полного объема сборников сметных норм, сборников укрупненных нормативов цены строительства и методических документов определения цены строительства.
В итоге Минстрой России разработал «дорожную карту» и ряд проектов постановлений и приказов, которые вводят переходный период с базисно-индексного на ресурсный метод ценообразования. Этот переход продлится до 2022 года. К этому моменту ФГИС ЦС должна быть наполнена существенным массивом информации о стоимости строительных ресурсов. С этой целью Главгосэкспертиза и Минстрой России предлагают ввести административные наказания для производителей не только за непредоставление информации о ценах производимой продукции, но и за то, что эта информация будет ненадлежащего качества или не соответствовать действительности.
В свою очередь, профессиональное сообщество призывает к совершенствованию существующей системы ценообразования в строительстве, архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях. В рамках этой деятельности предлагается инициировать создание межведомственной рабочей группы по выработке предложений по совершенствованию определения стоимости строительных, монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства (обоснование инвестиций, проектирование, строительство, эксплуатация, демонтаж).
По инициативе НОПРИЗ был проведен анализ действующей системы ценообразования при определении стоимости проектных и изыскательских работ, а также подготовлены предложения по ее совершенствованию. Сейчас проходит публичное обсуждение проделанной работы. Все желающие могут направить свои предложения и замечания в Департамент технического регулирования и нормирования аппарата НОПРИЗ в срок до 19 февраля 2019 года.
Как отмечает генеральный директор СРО Ассоциации “Э.С.П.” (http://sro-esp.ru/) Дмитрий Мурзинцев: “Подробный анализ существующей системы ценообразования, а также особенностей идущей реформы и опыта зарубежных стран позволит выработать оптимальное решение, учитывающее практику проектирования в нашей стране и имеющиеся особенности проектной, изыскательской и строительной деятельности”.