На сайте Счетной Палаты опубликованы основные положения отчета о результатах совместного контрольного мероприятия «Проверка результативности поддержки моногородов на территории Кировской области в рамках реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» в 2016-2017 годах».
Счетная палата проверила ход реализации приоритетной программы «Комплексное развитие моногородов» в 2016-2017 годах», выявила ряд существенных недостатков и подготовила ряд рекомендаций для исполнителей госпрограммы.
В частности, в п.4.2. отчета сообщается, что в перечень моногородов утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2014 года № 1398-р (далее - Перечень моногородов), было включено 313 моногородов, в том числе:
• 75 моногородов - 1-й категории (с наиболее сложным социально-экономическим положением);
• 149 моногородов - 2-й категории (в которых имеются риски ухудшения социальноэкономического положения);
• 89 моногородов - 3-й категории (со стабильной социально-экономической ситуацией).
"В Перечень моногородов распоряжениями Правительства Российской Федерации внесено пять изменений, последнее - в мае 2016 года. В результате внесенных изменений общее количество моногородов составило 319, в том числе:
• 1-й категории увеличилось до 100 (на 33 %);
• 2-й категории сократилось до 148 (на 1 моногород);
• 3-й категории сократилось до 71 (на 20 процентов).
Минэкономразвития России не реже одного раза в год (дата ежегодной актуализации -
1 апреля) должно представлять в Правительство Российской Федерации предложения по актуализации указанного перечня с учетом социально-экономического положения в муниципальных образованиях Российской Федерации.
Паспортом Приоритетной программы, утвержденным Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, предусмотрено, что в период 2017-2018 годов и 2019-2024 годов Перечень моногородов не пересматривается с целью сохранения объема Приоритетной программы.
Как показала проверка, данное решение не учитывает динамику развития моногородов, не способствует эффективности государственной поддержки и, как следствие, результативности использования бюджетных средств. Так, по оценке Минэкономразвития России, 107 городов не соответствуют критериям моногородов. На территории 23 муниципальных образований, не соответствующих установленным критериям, создано 17 территорий опережающего социально-экономического развития, в 1 моногороде создание данной территории планируется.
НКО «Фонд развития моногородов» заключены 10 соглашений о софинансировании расходов субъектов Российской Федерации в целях реализации мероприятий по строительству и реконструкции объектов необходимой инфраструктуры и 1 соглашение об участии в финансировании инвестиционного проекта в форме займа юридическому лицу.
Минэкономразвития России целесообразно рассмотреть вопрос о формировании объективного перечня монопрофильных муниципальных образований, включающего моногорода, в наибольшей степени нуждающиеся в государственной поддержке", - говорится в отчете СП.