В Москве прошел агроТАГ «Молочный бизнес: маркетинг и продажи», организованный журналом «Эксперт». Заместитель председателя Комитета МТПП по развитию предпринимательства в АПК и генеральный директор «Petrova Five Consulting» Марина Петрова рассказала о факторах, оказавших негативное влияние на развитие молочной отрасли, необходимости стабильной господдержки, а также внутреннем потенциале рынка и направлениях, которые окажут влияние на его преобразование.
Марина Петрова отметила, что российская молочная отрасль показывает негативную динамику на протяжении последних 25 лет, и с этими последствиями нельзя справиться только с помощью продуктового эмбарго. За четверть века производство молока в России сократилось в 1,8 раза, а поголовье - в 2,5 раза, при этом в СХО поголовье уменьшилось в 5 раз, а производство молока – в 2,9 раза. И даже ограничение ввоза молокоемких продуктов не способствовало существенному наращиванию объемов производства молока-сырья и Россия продолжает оставаться одним из крупнейших импортеров молочных продуктов.
К основным факторам, оказывающим негативное влияние на молочную отрасль, эксперт отнесла: сокращение дойного стада и многолетний недостаток молока-сырья, высокие кредитные ставки и общую экономическую нестабильность, а также низкий и нестабильный уровень господдержки в области молочного животноводства.
По мнению Марины Петровой, именно стабильное государственное финансирование способно сделать российскую молочную отрасль привлекательной для инвесторов. И есть уже первые шаги в этом направлении – в 2017 году система господдержки превысила 30 млрд рублей. Общий объем господдержки вырос с 26,5 млрд рублей в 2016 году до 36 млрд рублей в 2017 году, и все действующие направления поддержки сохранены на 2018 год. Однако стоит понимать, что такого объема финансирования все еще недостаточно – он не создает возможностей для активного роста и не решает фундаментальных проблем отрасли, копившихся много лет.
Среди факторов, которые будут влиять на отрасль в ближайшем будущем, она отметила усиление давления сетевых операторов, развивающих СТМ и инвестирующих в собственное производство, а также агрохолдингов и крупных производителей, стремящихся к максимальной вертикальной интеграции, а также продолжение укрупнения отрасли (сделки M&A).
«Продуктовое эмбарго не решит проблемы молочной отрасли, копившиеся на протяжении 25 лет. Но даже несмотря на сниженный сегодня спрос, внутренний потенциал молочного рынка оставляет российским производителям возможности для развития, - отметила Марина Петрова. – В кризисной ситуации важно определить и занять зарождающиеся ниши, в которых сейчас легко развиваться, а в перспективе можно занять существенную долю рынка и вырастить собственного потребителя».