16.11.2018 11:24
Аналитика.
Просмотров всего: 4174; сегодня: 3.

Модные тенденции на рынке новостроек: советская эстетика

Эксперты компании «Метриум» проанализировали наиболее примечательные проекты, чьи создатели заимствовали элементы советской эстетики.

Сталинский ампир.

Советская архитектура была многоликой. Конструктивистский авангард 1920-х совсем не похож на пышный сталинский ампир 1930-1950 гг., равно как брежневский брутализм не резонировал с массовыми хрущевками. Однако именно эпоха сталинских высоток более всего вдохновляет архитекторов среди других проявлений советского зодчества, причём даже несмотря на негативные ассоциации, связанные с периодом 1930-1950 гг. в общественном сознании.

Первым архитектурным высказыванием в защиту эстетики сталинского ампира стал проект «Триумф Палас», реализованный в середине 2000 г. Жилой небоскреб высотой в 264 метра полностью повторял пирамидальный объем и «щетинистый» декор из десятков шпилей, унаследованный от знаменитых сталинских высоток. Позаимствовали архитекторы и цветовые решения: белый и бежевый облицовочный камень, контрастирующий с темно-коричневыми оконными рамами и черными стальными фонарями. Восьмая «сталинская» высотка «потеряла» только барельефы с советской символикой и сценами, изображающими трудовые подвиги рабочих и крестьян, сохранив тем самым определенную лаконичность, характерную для «лужковского» архитектурного стиля.

«Появление «Триумф Паласа» в 2000 годы неслучайно, – комментирует Мария Литинецкая, управляющий партнер компании «Метриум» (участник партнерской сети CBRE). – Это был период экономического роста, когда бизнес и потребители поверили в наступление фазы процветания после разрухи 1990 г. Во многом 2000 г. были похожи на времена первых пятилеток, символом которых стали масштабные проекты, в том числе и столичных высоток. Как советская система демонстрировала умение концентрировать ресурсы на создании впечатляющих архитектурных памятников, так и девелоперы в 2000 г. стремились показать свои возможности в условиях экономического роста. Потребители также были готовы к такому продукту: жизнь в высотках позволяла новой элите почувствовать себя «наследницей» элиты прошлых лет».

История повторяется дважды.

Кризис 2008 года остудил разгоряченный столичный рынок жилья. Многие циклопические проекты середины 2000 г. оказались под сукном. Девелоперы отказались от новых неосталинских высоток, как в свое время был забыт проект Дворца Съездов Советов. Тем не менее после ВОВ практики сталинского ампира перешли в сферу массового жилищного строительства. В 1940-1950 гг. появляются «сталинки».

Схожий процесс происходил в Москве в 2010 г. Жилые комплексы, заимствующие архитектурную эстетику СССР 1930-1950 гг., снова появляются на рынке, хотя они уже не достигают масштабов «Триумф Паласа». К примеру, девелоперы проекта «Суббота» прямо заявляют о том, что используют «стиль московских высоток». Жилой комплекс действительно отличает богатый декор фасада, многочисленные портики, балюстрады и колоннады. Первые этажи здания облицованы темным гранитом с брутальной фактурой, а верхние этажи – светлым камнем. Однако проект не лишен и новых архитектурных элементов, к примеру, широкоформатного остекления. Во внутреннем дворе комплекса предусмотрена беседка в форме ротонды – обязательный атрибут советского садово-паркового благоустройства 1930-50 гг.

Еще один яркий пример – проекты «Галс-Девелопмент» под говорящими названиями «Наследие» и «Достояние». Их архитектурная концепция апеллирует к советской архитектурной эстетике, хотя авторы именуют её «классической». На официальном портале проекта «Достояние» пользователю задают прямой вопрос: «Мечтали жить в настоящем московском доме, который показывали в старых фильмах?». Однако в отличие от «Триумф-Паласа» или «Субботы», которые прямо воспроизводят сталинский ампир, «Наследие» и «Достояние» только «цитируют» отдельные «высказывания» зодчих той эпохи.

Экономия участка продиктовала строгую прямоугольную форму зданий без множества ответвлений из разноэтажных корпусов. Декор стал несравненно более сдержанным, рельефные элементы сведены к строгим геометрическим фигурам без лепных узоров и сюжетов. Данью современным требованиям потребителей стали французские окна и террасы у пентхаусов.

Советские мотивы проникли и в дизайн интерьеров в местах общего пользования. В просторных вестибюлях жителей встречают мозаики с изображениями Юрия Гагарина и других героев советской эпохи.

Однако новая волна экономического кризиса 2014 года не мешает архитекторам ставить новые масштабные задачи, обращаясь к опыту строительства сталинских высоток. Группа Компаний Alcon планирует построить на Ленинградском проспекте многофункциональный комплекс «Алкон III». Здание, основная часть которого станет отелем, практически полностью повторяет форму двух сталинских высотных гостиниц – «Украина» и «Ленинградская». Ансамбль зданий возглавляет высотная башня, которая достигнет 31 этажа, а за ней будет возведен вытянутый в длину семиэтажный корпус, где разместятся офисы. Башня будет завершатся многоступенчатой пирамидой, увенчанной шпилем. Проект стоимостью 4 млрд рублей планируется завершить к 2021 году.

Не ампиром единым.

Однако девелоперы обращаются не только к практике сталинского ампира. Еще одна яркая эпоха советской архитектуры – 1920 г. – вдохновляет на создание концептуально уникальных жилых комплексов. Точнее говоря, их воссоздание.

Настоящим событием для столичного рынка новостроек в 2018 году стал выход в продажу проекта «Дом Наркомфина». Шедевр эпохи конструктивизма с его строгой геометрией, авангардными формами остекления, лаконичными декоративными элементами будет полностью реконструирован с тщательным сохранением мельчайших деталей творения Моисея Гинзбурга. Примечательно, что работы идут под надзором бюро «Гинзбург Архитектс», возглавляемым внуком архитектора Алексеем.

Застройщик сохранит внешний облик шестиэтажного жилого и примыкающего к нему коммунального корпусов, а также полностью реконструирует оригинальные планировки, задуманные авторами проекта 90 лет назад. Покупатели смогут выбрать квартиры с двухсторонней ориентацией или помещения с двумя уровнями, столь похожие на модные ныне лофты. Идеи зонирования и планирования жилища столетней давности оказались пророческими, потому что почти все представленные планировки абсолютно ликвидны с точки зрения продаж. Кроме того, в четырехэтажном коммунальном корпусе «Дома Наркомфина», соединённом переходом с жилым, застройщик планирует создать инфраструктуру для жителей комплекса. На крыше появится благоустроенная смотровая площадка.

Еще один проект, декларирующий свою связь с советским авангардом, – Tatlin Apartments. Масштабный комплекс апартаментов, выполненный в духе конструктивизма, станет продолжением здания АТС, построенной в 1927-1928 гг. Геометрически строгий стеклянный комплекс возвышается над воссозданной фасадной частью телефонной станции. Здание разделено на две части: верхний «стеклянный» корпус словно парит над массивным нижним основанием с огромными прямоугольными окнами, которые были характерны для телеграфных станций 1920-1930 гг. Корпуса разделены этажом с зимнем садом, который получит округлое панорамное остекление. Примечательно и использование в названии проекта известного бренда советского авангарда – имени архитектора и художника Владимира Татлина, который тем не менее не имел отношения к созданию реконструируемой АТС.

Строить и продавать помогает.

Советское прошлое стало для столичных девелоперов поставщиком не только архитектурных идей, но и брендов. К примеру, жилой комплекс «Маяковский» по своей концепции соответствует современному европейскому стилю, в котором едва ли можно разглядеть отсылки к советскому зодчеству. Однако сам бренд – имя главного советского поэта, а также связанная с ним эпоха нашли проявление в самых разных элементах жилого комплекса.

В частности, навигация на территории комплекса будет начертана с помощью так называемых «палочных» шрифтов, которые были разработаны в советской типографике в период расцвета плакатного искусства, одним из главных генераторов которого были Окна Роста, где работал Маяковский. Ограждение территории комплекса выполняется из полихромных вертикальных металлических труб разной длины, которые будут украшены цитатами из стихотворений поэта.

Подземный паркинг комплекса украшают изображения, исполненные в лубочной и плакатной технике. Они повторяют некоторые мотивы плакатов Окон Роста с образами рабочих, крестьян и пионеров. На одном из рисунков можно увидеть и самого Маяковского, марширующего в шеренге школьников.

Есть и другие примеры использования советских брендов. К примеру, в ЖК «Переделкино Ближнее» девелоперы решили «обыграть» связь названия комплекса с известным писательским поселком Переделкино. В рекламной кампании комплекса активно используются образы из произведений детского писателя Корня Чуковского. Новые улицы на территории квартала названы именами советских писателей и поэтов: Маршака, Ахматовой и Пастернака, а скамейки во дворах сооружены из огромных карандашей.

Совсем недавно в продажу вышел жилой комплекс под названием «Любовь и голуби». Будучи ориентированным на семейного покупателя, позиционирование проекта отсылает к культовому советскому фильму 1985 года о любви и семейных отношениях, превозмогающих все жизненные неурядицы.

«Обращение к советской эпохе в качестве источника идей для маркетинга жилья вполне оправдано, – комментирует Роман Сычев, генеральный директор Tekta Group. – Социальная психология устроена таким образом, что плохое всегда забывается, а память об успехах, победах или периодах благополучия всегда остается в умах людей надолго. К тому же российская культура всегда многое заимствовала за границей, а в период советского изоляционизма появилось множество собственных, самобытных брэндов, которые можно ретранслировать в современную жизнь. Особенно это справедливо для архитектуры и, соответственно, жилищного строительства, которое развивается в нашей стране в очень специфичных условиях, не похожих на западные рынки. Советский период воспринимается нашими соотечественниками скорее со знаком «плюс», а не «минус», поэтому и маркетинг советской эстетики находит положительный отклик у покупателей».


Ньюсмейкер: Метриум — 2219 публикаций
Поделиться:

Интересно:

24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
23.11.2024 02:30 Новости
24 ноября в России пройдут молебны и панихиды в память А. В. Суворова
      С просьбой рассмотреть возможность проведения молебнов и панихид в память по А. В. Суворову в преддверии празднования его дня рождения 24 ноября к главам епархий страны обратился заместитель главы Всемирного Русского Народного Собора С. Ю. Рудов. Синод Русской Православной...
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
22.11.2024 16:39 Новости
Впервые государственное звание «Мать-героиня» получили мамы-москвички
В преддверии Дня матери в Москве состоялось вручение государственных наград Российской Федерации столичным многодетным семьям. На торжественной церемонии лауреатов отметила Анастасия Ракова, заместитель Мэра Москвы по вопросам социального развития. «Москва — это тот город...
История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...