В Центральном Доме архитектора прошел круглый стол «Проблемы ценообразования в инженерных изысканиях и архитектурно-строительном проектировании».
Мероприятия началось с доклада о проблемах ценообразования и сметного нормирования в проектировании, изысканиях и строительстве. Начиная с 2015 года, когда вышло поручение Президента страны о переходе на государственный мониторинг составления смет по результатам государственного мониторинга цен строительных ресурсов, Правительство РФ и Минстрой России проделали большую работу в этом направлении. На основании многочисленных предложений и замечаний от строительного сообщества, систематизированных, в том числе, усилиями НОПРИЗ и НОСТРОЙ, Минстроем был разработан и направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти план дальнейшего совершенствования системы ценообразования. На сегодняшний день, как отмечалось в докладе, Министерство готово рассмотреть и учесть конкретные предложения и замечания по документу от саморегулируемых организаций.
Следующий доклад был посвящен переходу на ресурсный метод определения стоимости строительства и использованию базисно-индексного метода в переходный период. Докладчик сообщил, что в 2015 году на уровне Градостроительного кодекса было принято решение распространить обязательность применения сметных нормативов на более широкий круг финансирования объектов. Сметные нормативы, утверждаемые Минстроем, распространяются на большой круг лиц, включая госкорпорации и государственные компании, и поэтому к ним желательно предъявлять повышенные требования. При внесении этих изменений в Градостроительный кодекс было также анонсировано изменение в порядке определения сметной стоимости. Если раньше основными методами являлись базисно-индексный, ресурсный и ресурсно-индексный, то после создания всех инструментов стоимость строительства будет определяться исключительно ресурсным способом.
Однако, как отметил докладчик, на время переработки методики расчета индексов в рамках подготовленного Минстроем России плана нужен переходный период, в течение которого должны быть легитимизированы применение расценок и сборников базовых цен на проектные работы и, соответственно, процедура индекса. Следующий этап предусматривает мероприятия по наполнению ФГИС ЦС и составление нормативов и методик, используемых при составлении сметной документации ресурсным способом.
После этого прозвучал доклад о текущем статусе наполнения Федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС). ФГИС открывает для профессионального сообщества возможность доступа в режиме «24/7» к данным о строительных ресурсах, включенных в классификатор, к данным о ценах на строительные ресурсы, к федеральному реестру сметных нормативов, к ответам на часто задаваемые вопросы, к обучающим материалам; к данным о предприятиях, включенным в перечень юридических лиц. На сегодняшний день перечень юридических лиц в системе включает в себя 8309 предприятия, в системе опубликовано 118 сборников сметных норм, 21 сборник укрупненных нормативов цены строительства, 28 методических документов определения цены строительства. За время существования системы получено более 5 тысяч обращений, которые активно обрабатываются.
В дальнейших выступлениях отмечалось, что ведущее учреждение в сфере экспертизы «Главгосэкспертиза» открыто для предложений и информации и готово к обсуждению и взаимодействию со всеми участниками процесса ценообразования. Если в настоящее время строительно-монтажные работы готовы к переходу на ресурсный метод ценообразования, то проектно-изыскательские существуют в виде сборников базовых цен, поэтому «Главгосэкспертиза» активно занимается переработкой указанных документов и существующих нормативов и их адаптацией к применению при ресурсной системе.
Отдельно говорилось об актуальных вопросах по формированию плана утверждения (актуализации, пересмотра) сметных нормативов, экспертизе сметных нормативов и формированию единой государственной сметно-нормативной базы. Также были перечислены три основных метода определения стоимости проектных работ, действующих территории Российской Федерации. Наиболее распространенный — построение зависимости стоимости проектных работ, цены проектирования от основного технико-экономического показателя объекта проектирования. Самый простой и широко используемый за рубежом — определение стоимости проектных работ процентом от стоимости строительства. Третий метод, который, собственно, и воплощает в себе ресурсный принцип, — формирование стоимости на основании нормируемых трудозатрат.
Далее была подробно раскрыта тема определения стоимости проектных работ применительно к условиям госконтрактов. В частности, указывалось на противоречия между меняющимся законодательством и существующими методами определения ценообразования. Кроме того, были предложены меры по устранению этих противоречий: необходимость переходного периода для узаконивания действующих методов определения стоимости проектных работ; разработка в рамках текущей реформы ценообразования стандартов на процессы выполнения работ по проектированию, унификация Единых Норм Времени Проектирования (ЕНВПр) на основе разработанных стандартов, разработка на основе ЕНВПр методики определения стоимости проектных работ. Также был освещен международный опыт ценообразования в проектных и изыскательских работах.
По итогам круглого стола была подготовлена резолюция. В резолюции была признана необходимость совершенствования существующей системы ценообразования в строительстве, архитектурно-строительном проектировании и инженерных изысканиях. Также рекомендовалось организовать обсуждение с профессиональным сообществом проекта Плана Минстроя по совершенствованию ценообразования в строительной отрасти, сформировать сводные предложения и направить их в Минстрой России. А кроме того — инициировать создание межведомственной рабочей группы по выработке предложения по совершенствованию определения стоимости строительных, монтажных, пусконаладочных, проектных и изыскательских работ на всех стадиях жизненного цикла объекта капитального строительства (обоснование инвестиций, проектирование, строительство, эксплуатация, демонтаж).
Предлагалось также в условиях переходного периода представить в Минстрой (Главгосэкспертизу) России предложения по порядку расчета стоимости проектных и изыскательских работ базисно-индексным методом. Кроме того, резолюция призвала определить механизм участия профессионального сообщества в формировании до 1 июля ежегодного плана Минстроя России по разработке проектов сметных нормативов на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтажные и пусконаладочные работы. Сюда же было включено указание включить в План по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли, предложенный Министерством строительства Российской Федерации, разработку методических рекомендаций по расчету стоимости проектных и изыскательских работ.
Как отметил генеральный директор СРО Ассоциации “Э.С.П.” (http://sro-esp.ru)Дмитрий Мурзинцев: “В резолюции круглого стола по проблемам ценообразования были изложены ключевые моменты, требующие скорейшего решения. Системе необходимо совершенствование с учетом всех особенностей планируемого переходного периода”.