В Москве и Подмосковье продолжается снижение уровня вакантных площадей в качественных торговых центрах. Формирующийся дефицит вакансии ожидаемо повышает арендные ставки, а это, в свою очередь, ведет к закрытию одних торговых точек и росту цен на товары и услуги в других, считает Ольга Летютина, генеральный директор управляющей компании «Столица Менеджмент».
Постепенно количество свободных торговых площадей в ТЦ приближается к уровню докризисного 2014 года. По оценке аналитиков компании Cushman & Wakefield, в конце III квартала 2018 года были вакантны только 9,1% из 5,2 млн кв. м столичных торговых площадей. К началу 2019 года ожидается следующей виток отрицательной динамики этого показателя – до 8,5-8,8%.
Сокращение доли свободных площадей торговой недвижимости в наиболее востребованных и успешных торговых центрах вызвало рост арендных ставок, отмечают в Cushman & Wakefield. «Рынок сегментирован, поэтому влияние сокращения вакансии на уровень арендных ставок следует рассматривать на конкретных торговых центрах. Есть пул наиболее успешных торговых центров, в которых вакансия держится на минимальных уровнях и там рост ставок возможен. Пока в целом по рынку коммерческие условия остаются на уровне прошлого года», – говорит Татьяна Дивина, заместитель руководителя департамента исследований и аналитики Cushman & Wakefield.
Рост ставок неизбежен еще и потому, что во многих локациях московского региона ввода новых ТЦ не предвидится, а те объекты, которые выходят на рынок, к моменту ввода обычно уже заполнены на 30-40%. Что же касается существующих, хорошо продуманных и грамотно спланированных ТЦ, в особенности в новых районах массовой застройки, то в них вакансия стремится к нулю, рассказывает Ольга Летютина. «Время щедрых скидок для арендаторов закончилось», – замечает эксперт.
Поскольку снижение вакансии продолжится, ставки будут расти и дальше, а значит, арендаторам придется выбирать между закрытием торговых точек – и плавным повышением цен на свои товары и услуги. «В условиях дефицита площадей вероятнее второй вариант, – полагает гендиректор УК «Столица Менеджмент». – Поэтому в ближайшем полугодии мы прогнозируем рост цен на ассортимент, представленный в рамках ТЦ, на 1-3% в зависимости от сегмента».
В то же время, продолжает эксперт, существуют способы, которые могут благоприятно повлиять на прибыльность бизнеса арендаторов ТЦ, и таким образом помочь им удержать цены – и соответственно, покупательскую аудиторию. «Конечно, это классика, которую из-за очевидности часто даже не хотят принимать во внимание, однако я напомню о том, как важна выверенная маркетинговая стратегия управляющей компании, постоянный мониторинг и своевременная реконцепция отдельных зон торгового центра, – заявляет Ольга Летютина. – Девелопмент и управление социально значимыми объектами – это бизнес, который в условиях снижающейся платежеспособности населения просто обязан занять ответственную позицию и помогать контрагентам сохранять и развивать их бренды. Все это означает работать на будущее».