Такой законопроект (№ 435063-7 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей») в настоящее время готовится к рассмотрению во втором чтении в Госдуме РФ. Эксперты Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» проанализировали, насколько данная мера будет эффективна.
В пояснительной записке к законопроекту говорится, что он направлен на создание дополнительных условий защиты прав граждан, как потребителей товаров, работ и услуг, обеспечения безопасности товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя.
По официальным данным, которые цитируют авторы законопроекта, ежегодное количество обращений граждан в Роспотребнадзор составляет более 750 тыс., при этом граждане часто не осведомлены о способах подачи жалоб либо не имеют технической возможности для ее направления, и таким образом, жалобы во многих случаях не достигают адресата, либо их рассмотрение является неэффективным. Новый законопроект призван восполнить этот пробел.
Этим законопроектом предлагается на уровне базового федерального законодательства в числе прочих способов подачи жалоб предусмотреть для граждан возможность направлять жалобу через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.
«Это ожидаемое предложение, потому что обращение и получение услуг в МФЦ стало обычным явлением в наши дни, - считает юрист Коллегии адвокатов города Москвы «Барщевский и Партнеры» Александра Диденко. - Законопроектом предусмотрено, что кроме подачи жалобы через МФЦ, потребитель может направить ее по почте, через официальный сайт уполномоченного органа, портал государственных или муниципальных услуг, сдать лично на приеме. Если же по каким-то причинам МФЦ не сможет оказать содействие по направлению жалобы в надзорный орган, то потребителю доступны другие способы сообщить о нарушении его прав».
Также законопроектом предусматривается возможность консультирования потребителей по вопросам защиты их прав. Авторы законопроекта сообщают, что в настоящее время Роспотребнадзором совместно с Банком России и Минэкономразвития России ведется подготовка к запуску пилотного проекта по организации консультирования потребителей непосредственно в МФЦ.
«Потребуется постоянное присутствие в МФЦ специалистов, задачей которых будет, в частности, разъяснение потребителю его прав, способов их защиты и порядок направления жалоб. В целом, это положительная инициатива, - считает Александра Диденко. – Кроме того, законопроект предусматривает подготовку дополнительных мер со стороны государства: региональным органам исполнительной власти и местного самоуправления предписывается разработать программы по обеспечению прав потребителей, а Роспотребнадзору – утвердить к ним методические рекомендации. В настоящее время сложно предсказать содержание таких программ, а также, будут ли они в принципе разработаны и реализованы».
Предлагаемые законопроектные положения рассматривались в рамках подготовки к заседанию президиума Госсовета по вопросу развития национальной системы защиты прав потребителей. По итогам Госсовета президентом Российской Федерации были даны поручения, в том числе направленные на развитие дополнительных форм государственной и муниципальной поддержки граждан при защите их потребительских прав.