На открытии мероприятия присутствовал заместитель министра сельского хозяйства Игорь Козубенко, начальник департамента АПК Белгородской области Станислав Алейник и советник генерального директора Фонда содействия инновациям Иван Бортник.
Организаторами конкурса стали администрация Белгородской области, Фонд Бортника, БГАУ имени Горина. Активное участие в подготовке конкурсных заданий, обучении конкурсантов, организации работы секций и обеспечению мероприятия всей необходимой техникой приняли резидент кластера ГЛОНАСС компания «ЦентрПрограммСистем», компания «Геоскан», Петербургский ЦНИИ робототехники и кибернетики и другие компании отрасли цифровых технологий, вошедшие в проект как наставники, эксперты и меценаты.
«АгроНТИ» - одна из крупнейших площадок России для реализации инновационных проектов в сельском хозяйстве. По информации Минсельхоза, сегодня на 1000 работников отрасли приходится всего один IT-специалист. И его востребованность огоромна: агророботы, беспилотники и информационные технологии могут существенно упростить производство растениеводческой продукции, снизить ее себестоимость, уменьшить влияние человеческого фактора. Новые технологии требуют новых специалистов, владеющих современным знанием и навыками работы с цифровыми продуктами.
Конкурс «АгроНТИ для учащихся сельских школ» задумывался организаторами как возможность помочь ученикам сельских школ России выбрать перспективную профессию, вовлечь молодежь села в проектно-исследовательскую работу по инновационным технологиям, остановить утечку кадров из сельских районов аграрных областей. Конкурс охватил самые интересные направления в сельском хозяйстве: АгроМетео, АгроКосмос, АгроКоптеры и АгроРоботы.
Интерес к темам оказался высоким – на первый этап было подано столько заявок, что для образовательной сессии пришлось задействовать не только базу в Белгороде, но и привлекать к работе коллег из Новосибирского Академпарка – 40 процентов заявок дала Сибирь и Дальний Восток.
В мае провели обучение для конкурсантов, прошедших отбор. Летом дети готовили домашнее задание: проекты и разработки для финала конкурса. Учились управлять роботами, квадрокоптерами: компания «Геоскан» и ЦНИИ робототехники выдали командам для тренировок 26 беспилотников и 20 роботов.
В итоге, 5 сентября, Белгородский государственный аграрный университет принимал 120 конкурсантов из 10 регионов страны. Прибыли команды из Приморья, Новосибирской области, Иркутска, Московской области, Ставропольского края, Ростовской области, Ленинградской области. Сам Белгород выставил сильную и многочисленную команду.
Соревнования проходили по всем четырем направлениям. В секции «АгроКоптеры» участвовали около 40 школьников. Было сложное и интересное задание по прохождению трассы, маневрированию, требовалась концентрация и техника. По словам директора «Геоскан-Белгород» Юрия Ильминского, курировавшего секцию коптеров, больше всего впечатлила заинтересованность детей, воля к победе, отсутствие страха ошибки и готовность раз за разом поднимать летательный аппарат и добиваться цели. Трем победителям подарили по квадрокоптеру. К слову, выданные для тренировок беспилотники тоже останутся у команд для продолжения занятий.
Также большой энтузиазм вызвала секция "Агророботы", организованная питерским ЦНИИ робототехники. Студенческое конструкторское бюро под руководством Максима Алексеева заранее сконструировало полигон и 60 роботов. «Мы имеем большой опыт по проведению робототехнических соревнований – 5 раз в год проводим конкурс «Кубок РТК». И основная проблема всегда – неоднородность знаний и умений участников, отсюда – разное качество роботов. Чтобы не случилось так, что робот развалится на второй минуте прохождения трассы, мы сами собрали роботов для конкурса. По сути, это были соревнования операторов роботов, первый шаг для вхождения в серьезную робототехнику. Но мы верим, что у кого-то из ребят что-то в душе дрогнет и заставит связать свою жизнь с этим увлекательным делом», - делится впечатлениями Максим Алексеев.
На круглом столе по цифровизации сельского хозяйства, проходившем параллельно с детскими соревнованиями, было предложено сделать конкурс «АгроНТИ для учащихся сельских школ» ежегодным. Иван Бортник оценил значимость таких мероприятий, сделав акцент на том, что доступ к новым знаниям и технологиям должен быть у всех школьников страны, а не становиться привилегией элитных школ. Поэтому Фонд содействия инновациям и поддерживает проекты, дающие возможность расти и развиваться детям из самых дальних уголков нашей страны.