Корпусные подшипники качения имеют внешнее кольцо сферической формы (самоустанавливающиеся) и монтируются в специальных подшипниковых узлах, посадочная поверхность которых также имеет сферическую поверхность. Подобные конструкции позволяют компенсировать перекосы, полученные в процессе установки, но смещения в осевом направлении не демпфируют.
Разновидности подшипниковых корпусов:
Существует множество типов корпусов. К числу наиболее востребованных относятся:
- стационарные разъёмные;
- фланцевые;
- стационарные цельные;
- натяжные.
На отечественном рынке широко представлена продукция компаний из Швейцарии, Японии, Европы и США. Например:
- швейцарский бренд SKF (тип Y) комплектуется шарикоподшипниками радиальными 1-о рядными с внешней обоймой, имеющей форму сферы (для фланцев допускается любая);
- германский изготовитель (бренд INA). Специальный слой защитного покрытия позволяет эксплуатировать их в атмосфере солевого тумана, повышенной влажности, низкоактивных химических веществ.
Наиболее востребованными, по соотношению стоимость/качество, являются товары, произведённые в Китае (бренд FBJ), в Италии (KDF, TSC) и Японии (ASAHI, NSK).
Эти конструкции весьма долговечны и способны работать при существенных нагрузках, в любых экстремальных условиях, и обеспечивают малошумную эксплуатацию.
Все предложения корпусов подшипника можно свести к нескольким базовым типам:
- «F» применяется для подшипников фланцевых, производится преимущественно из чугуна и является неразъёмным элементом;
- «Р» востребован. Если требуется крепить «на лапы» стационарные узлы типов UCPA, UCP;
- «Т» предназначен для подшипников, используемых в натяжных узлах;
- «FC» имеет круглую форму и фиксируется четырьмя болтами;
- «FL» ромбической формы. Монтируется в местах с ограниченным свободным пространством на два болта;
- «FA» являются специальными моделями, позволяющими фиксировать положение качающейся оси.
Понятие «подшипниковый узел».
Говоря о подобном изделии, следует понимать, в каком контексте оно используется. Существует два варианта толкования.
Расширенное, когда речь идёт о конструктивном элементе, состоящем из следующих элементов:
- подшипника (одного или более) качения;
- корпуса для его (их) установки;
- вала;
- элементов уплотнения;
- смазывающего механизма;
- крепёжных элементов.
Суженное. В этом случае речь идёт только об установленном в корпусе подшипнике.
Ниже рассмотрим характеристики шарикового узла и их основные схемы.
Существующие модели условно можно разделить на две группы:
- подшипниковые узлы с креплениями фланцевого типа;
- подшипники, у которых фланец размещён на внешней стороне.
Подобный элемент значительно упрощает установку, снижая время, потребное на монтаж, и гарантирует выставление плоскости подшипника под 90° к плоскости рабочей.
Сборка практически всех реализуемых подшипниковых узлов осуществляется на заводе.
Корпус подшипника (https://newpodshipnik.ru/podshipnikovij-uzel-sharikovij-radialnij-usp205) изготавливается из стали (методами прессования либо штамповки), чугуна высокого качества (серого) либо из синтетических каучуков, и имеет с двух сторон специальные уплотнения (маслостойкая резина) и кольца маслоотражающие.
Для предприятий нефтехимии, пищевых отраслей и медицинской промышленности преимущественными материалами являются термопластика и нержавейка, гораздо реже, алюминий и его сплавы.
Чаще всего подобные устройства монтируются на цапфах валов.
Выбираемая схема прямо влияет на подбор варианта фиксации. При выборе необходимо учитывать:
- направление нагрузок и их величину;
- длина вала;
- показатель разницы температур на валу и корпусе;
- требования по точности геометрии и соосности.
Чаще всего узлы монтируются с плавающей опорой разных типов
Преимущества:
Главными достоинствами корпусных подшипников перед обычными сферическими аналогами, являются:
- работа тел качения в режиме чистого качения. У обычных, в случае перекоса, последние периодически перемещаются по опорной сферической поверхности. Происходит процесс скобления, что приводит к их ускоренному износу;
- их лёгкий и простой монтаж.
Использование корпусных подшипников качения позволило упростить конструкции новых подшипниковых узлов.