На территории России широко используются как подшипники отечественного производства, так и импортные изделия.
Нормативная база.
В связи с этим маркировка подшипников может выполняться (в зависимости от производителя) согласно отечественных нормативов либо по международным документам, все примеры размещены в каталоге сертифицированных поставщиков здесь (https://newpodshipnik.ru/rasshifrovka-i-osnovnye-oboznachenija-podshipnika-nsk).
Например, для обозначения подшипников качения, в последнем случае, применяются стандарты ISO (для изделий с метрической маркировкой):
- 15:1998 – распространяется на все радиальные подшипники, за исключением роликоподшипников конических;
- 335:1977 – для подшипников роликовых конических;
- 104:2002 – для роликоподшипников упорных.
Иные типы и марки маркируются в достаточно свободной форме (у каждого производителя из Европы, США или Японии имеется своя система маркировки).
Обозначение подшипников качения, изготовленных отечественными ГПЗ, выполняется согласно требованиям норматива 3189-89. Настоящий ГОСТ действует с 1991 года.
Расшифровка маркировки российских подшипников.
Структура проставляемых номеров включает три блока:
- Средний - это основное обозначение. Содержит информацию об особенностях конструкции, размерах, типе устройства - СБ;
- Левый – информирует преимущественно о качестве изделия. Здесь представлена точность, значение момента трения, размер имеющегося зазора, к какой категории относится – ЛБ;
- Правый – в этот блок сведены данные о материалах, использованных при производстве подшипника, марка используемой смазки, отдельные параметры и спец. требования - ПБ.
Существует два варианта СБ:
Для изделий с d ≤ 10 мм (кроме трёх типоразмеров: 2,5, 1,5 и 0,6 мм). Здесь и далее d будем обозначать диаметр внутренний, D – внешний.
Для изделий с величинами d = (10-495) мм, за исключением моделей с d= (32, 22, 28 мм, а также превосходящих 500 мм).
Изделия, d которых лежит в диапазоне от 496 до 499 миллиметров, не регламентируются никакими российскими нормативами.
Дополнительные знаки, входящие в ЛБ, отделяются от СБ тире (-), а составляющие ПБ, начинаются с заглавной буквы. Важно отметить, что в СБ только цифровые обозначения, буквенные отсутствуют.
Полное условное обозначение маркировки подшипников качения включает: ЛБ + СБ + ПБ. Расшифровка выполняется справа налево.
Если подшипник изготовлен в стандартном исполнении, и не имеет каких-либо отличий, блоки ЛБ и ПБ опускаются.
Обозначения, входящие в СБ.
Рассмотрим варианты расшифровки подшипников в первом и втором случаях.
Две правые цифры, это код d подшипника. Он получается посредством деления фактического диаметра, измеренного в миллиметрах, на 5 (т.к. нормализованный размерный ряд кратен пяти). Если в результате получается величина, обозначаемая только одной цифрой, то она проставляется в первом разряде. А во втором ставится ноль.
Если частное получилось дробным, то его требуется округлить до целого. Полученное значение записывается во 2-ой и 1-ый разряды кода. А в третьем ставится «9», информирующая о том, что изделие относится к ненормализованному ряду.
Система кодировки d меняется (частично отличается и вариант кодировки его типа).
В 1-ом разряде проставляется величина d в миллиметрах. Для изделий рассматриваемого диапазона нормализованным стандартом является шаг 1 мм.
Если получается дробный диаметр, его также следует округлить до целого значения и проставить в 1-ый разряд полученную величину. Во втором, в подобных ситуациях, проставляется «5», информирующая о дробности d. 3-ий разряд, цифра «0».
При d превышающем 496 мм, используется несколько иной вариант кодировки, так как полученное частное трёхзначное (за исключением 496, 497, для которых получаемая величина вписывается в «99»). Но и их проще маркировать по следующему варианту (рис.3).
Вместо 2-го и 1-го разрядов в маркировке подшипников проставляется «/» (косая черта), в знаменатель которой вписывается реальный d конкретного подшипника, проставляемый в миллиметрах (это может быть трёх или четырёхзначное число, которое читается обычным порядком, слева направо).