Обобщённым термином «радиальный подшипник» именуются изделия, являющиеся элементом конструкции, предназначенным для эксплуатации под действием нагрузок радиального характера (отдельные модели допускают незначительные аксиальные нагрузки). Все существующие модели подобных технических устройств можно разделить на две базовые группы. К первой относятся подшипники скольжения. Во вторую входят подшипники качения любых типов.
Общие сведения о конструкции изделия.
Технические устройства первой группы это опора. При вращении закреплённого в ней вала за счёт сопряжения её внутренней поверхности с внешней (шейки вала) возникает трение скольжения.
Основными элементами конструкции являются:
- корпус, имеющий внутреннее отверстие;
- размещённые в нём втулки (вкладыши).
Зазор, остающийся между установленной втулкой и валом, в подобных подшипниках заполняется слоем смазки (предусмотрена специальная система её подачи). Благодаря этому формируется трение скольжения различного характера:
- сухое;
- граничное;
- газодинамическое;
- жидкостное.
Устройства предназначены для преимущественного восприятия нагрузок, направленных под прямым углом к валу.
Конструкция устройств второй группы более сложная. Они имеют два кольца (наружное, внутреннее) между которыми располагается сепаратор и тела качения (ролики или шарики). Внешнее кольцо крепится в опоре конструкции (вариант, в её корпусе). Имеется ряд моделей, у которых внешнего кольца нет. Устанавливаются только в тех в корпусах, где предварительно выполнены специальные проточки для перемещения тел качения. Второе кольцо (внутреннее), согласно типоразмеру изделия, имеет соответствующий d (внутренний).
Радиальные подшипники (https://newpodshipnik.ru/katalog-importnyh-podshipnikov/podshipniki-sharikovye-radialnye-sfericheskie-importnye/), способные работать при нагрузках, действующих одновременно в двух плоскостях (вдоль оси и перпендикулярно ей), принято именовать радиально-упорными (основные воспринимаемые нагрузки действуют в радиальном направлении) или упорно-радиальными (основные нагрузки аксиальные).
Основные типы существующих радиальных подшипников.
К данной группе принято относить изделия следующих конструкций.
1. Радиальные шарикоподшипники.
Эта группа технических устройств подразделяется по ряду характеристик.
1.1. По типу воздействующих нагрузок.
С учётом данного показатели изделия делятся на:
Радиальные:
- эти устройства не рассчитаны на противодействие нагрузкам аксиального характера;
- радиально-упорные. Данные устройства способны воспринимать нагрузки, действующие в 2-ух плоскостях (в первую очередь, радиальных);
- модели упорно-радиальные (востребованы, если основными нагрузками являются продольные (аксиального характера), которые могут действовать в 2-ух противоположных направлениях);
Ещё одна группа, упорные подшипники. Эти изделия рассчитаны на восприятие исключительно продольных нагрузок (аксиальных).
1.2. По числу имеющихся рядов установленных тел качения различают изделия:
- однорядные. Могут быть закрытыми либо изготавливаются в открытом исполнении (вариант, односторонне закрытые). Наружное кольцо имеет проточку для установки стопора;
- двухрядные. Обычно имеют нулевой класс точности. Тяжёлые и массивные изделия. Допустимы незначительные осевые нагрузки. Относятся к группе самоустанавливающихся (позволяют компенсировать несоосность, достигающую 2,5°. При этом определяется фактическое положение вала по отношению к теоретической оси вращения в оба направления). Могут быть как открытыми, так и закрытыми. Обладают значительным рабочим ресурсом;
- четырёхрядные;
- многорядные.
1.3. С учётом конструктивно реализованной возможности компенсировать частичное отсутствие соосности между корпусом и валом, изделия бывают самоустанавливающимися (их установка позволяет устранить данный дефект сборки) и не самоустанавливающиеся.
2. Радиальные роликоподшипники.
Наиболее востребованными техническими устройствами данной группы являются следующие типы.
2.1. С короткими цилиндрическими роликами.
Способны работать под нагрузками радиального характера, величина которых больше аналогичных значений, допустимых для шариковых аналогов, при сопоставимых скоростях вращения. Если аксиальные нагрузки минимальны, используются модели с бортом.
Среди продукции российского производства, в данной группе особо востребованы следующие серии подшипников:
- 2000 – имеют неподвижно устанавливаемое внутреннее и вращающееся внешнее кольцо;
- 12000 – аналог вышеназванного, но кольцо имеет одностороннюю фиксацию;
- 32000 – в этих типах для внутреннего кольца предусмотрена возможность реверса (относительно кольца наружного, а также сепаратора).
2.2. Двухрядные сферические.
Универсальное изделие, способно воспринимать существенные радиальные и, большие, аксиальные нагрузки (причём, двухсторонние). Позволяет эксплуатировать устройства при перегибах валов (либо при их существенных перекосах), допущенных на стадии монтажа конструкции.
Допускают работу в случаях, когда несоосность колец ≤2°. Изготавливаются с конической (вариант, с цилиндрической) посадкой, допускают монтаж под втулку закрепляющую. Могут изготавливаться с зазорами либо без них.
2.3. Радиально-упорные.
Эти модели рассчитаны на работу под нагрузками, действующими в двух плоскостях. Максимум осевых нагрузок определяется углом контакта дорожки с телами качения. Используются одно и двухрядные модели четырёхрядные применяются значительно реже.