Ассортимент выпускаемых подшипников чрезвычайно разнообразен. Требования к ним регламентируются на территории России двумя группами нормативов, национальными (свыше 60 ГОСТ) и международными (ISO, более 100 документов).
1. Классификация.
Существующие подшипники подразделяются на две основные группы, качения и скольжения.
1.1. Подшипники качения, это опоры для деталей, качающихся либо вращающихся. В них используются элементы качения (в качестве последних применяются ролики либо шарики), действие которых основано на использовании трения качения.
Наиболее востребованными типами данной продукции является подшипник шариковый, ГОСТ на который, в каждом конкретном случае, определяется с учётом решаемых задач.
1.2. Подшипники скольжения представляют опору, поддерживающую вал либо вращающуюся ось, цапфа которой скользит по опоре.
Подобные изделия имеют весьма ограниченное применение и используются только в областях, где они позволяют получить определённые преимущества (например, для валов, скорость вращения которых приводит к существенному сокращению сроков эксплуатации подшипников иного типа).
2. Подшипники качения.
Эти изделия поставляются в заводской степени готовности (устанавливаются без доработки).
Они состоят из:
- двух колец, наружного (внешнего) и внутреннего, в которых имеются дорожки качения;
- комплекта шариков (роликов);
- сепаратора, задачей которого является разделение тел качения.
Конструктивно предусмотрены случаи, когда кольца и сепаратор отсутствуют. В этом случае качение осуществляется по канавкам в корпусе и вале.
Роликовые разновидности могут иметь тела вращения различных размеров:
- длинные (если отношение длины к диаметру ≥ 2);
- короткие (l/d ≤ 1,25);
- игольчатые (l/d = 10 – 20).
Геометрические размеры задаёт для этих подшипников ГОСТ Р, введённый приказом 278-ст, изданным Ростехрегулирования 28.11.06. Номер норматива, 52598-2006. Документ идентичен международному нормативу 15:1998 ISO. По всем интересующим вопросом пожалуйста обращайтесь на этот сайт https://newpodshipnik.ru/katalog-gost/ (https://newpodshipnik.ru/katalog-gost/) вас проконсультируют сотрудники компании абсолютно бесплатно.
Все существующие подшипники качения стандартизованы с определённым шагом:
- для d (внутренних диаметров) = (3-10) мм установлен шаг в 1 мм;
- для d= (11-20) мм - 2-3 мм;
- для d ≤ 110 мм - 5 мм.
Существующие подшипники качения подразделяются по целому ряду показателей:
2.1. По направлению действия воспринимаемой ими нагрузки (норматив – 3395-89) выделяют:
- радиальные – рассчитаны на восприятие нагрузки, ориентированной перпендикулярно к оси вращения вала;
- радиально-упорные способны воспринимать нагрузку, действующую в двух направлениях (осевую и радиальную);
- упорно-радиальные – аналогично, но с большим акцентом на восприятие осевых нагрузок;
- упорные – рассчитаны только на осевые (аксиальные) нагрузки.
2.2. По соотношению радиальных габаритов. При d – const, D – var (~) выделяют 7 серий, от сверхлёгкой до средней широкой. Наиболее востребованными являются изделия двух серий, узкой средней и лёгкой.
2.3. По изменению ширины (при d - const) установлено 5 серий, от особо узких до особо широких. Одновременно с шириной меняется D (внешний диаметр).
2.4. Класс точности подшипника задаётся нормативом 520-2002. Этот ГОСТ имеет статус межгосударственного и действует на территории всех стран ТС.
Чем выше точность изделия, тем оно дороже. В связи с этим подавляющее большинство редукторов так называемого «общего назначения» изготавливается по нормальному (он же «0») классу точности, с допустимой величиной радиального биения кольца внутреннего до 20 мкм.
2.5. Тела качения могут иметь различную форму. Основные группы, это шарики и ролики. Последние, в свою очередь, подразделяются на:
- Цилиндрические;
- Ролики игольчатого типа;
- Конические;
- Ролики бочкообразной формы;
- Витые.
При использовании игольчатых тел качения сепараторы не устанавливаются.
2.6. По количеству рядов используемых тел качения:
- Один;
- Два;
- Четыре;
- Более четырёх (многорядные).
2.7. По эксплуатационным и конструктивным признакам изделия подразделяют на две группы.
В первую включены самоустанавливающиеся модели. Они допускают установку при перекосах валов, достигающих 3°.
Во вторую, несамоустанавливающиеся (сюда входят практически все роликовые и шариковые подшипники, за исключением сферических).
Изделия могут различаться по способу, которым произведён сепаратор. Последний может быть литым либо штампованным.
Существуют конструктивные особенности моделей, различаемые по наличию фланца на внешнем кольце, защитной шайбы или контактного уплотнения.
В отношении подшипников установлен ряд дополнительных требований (допустимая вибрация, предельный уровень шума, иные параметры). Изделия делят на следующие категории, от «А» до «С».