Подкатные такелажные платформы, тележки, опоры (или, попросту, катки, ролики), управляемые, и без управления, применяются для того, чтобы без особых усилий при выполнении такелажных работ перемещать тяжелые грузы и оборудование, гарантируя при этом безопасность и надежность проводимых работ.
Этот вид такелажной оснастки предназначен для использования при проведении погрузо-разгрузочных работ и перемещении грузов различного назначения и массы. Материал, применяемый при изготовлении роликов, предохраняет от повреждения и гарантирует деликатное соприкосновение с любым типом покрытия: от асфальта до наливного пола, - помогает без особого труда преодолевать искусственные и естественные препятствия, которые могут мешать перемещению груза (щебень, проволока, крепеж, метизы, металлическая стружка или просто мусор), но не всегда.
Низкий профиль этих такелажных приспособлений обеспечивает максимально возможную нагрузку на поверхность, обеспечивая дополнительную безопасность и более легкий процесс перемещения. Другими словами, эти надежные и неприхотливые в обслуживании устройства давно стали незаменимыми помощниками при такелажных работах.
Но сегодня мы поговорим о вопросах безопасности при использовании подкатных такелажных платформ, рассмотрим ситуации, при которых из верных помощников они могут превратиться в железо, холодное, твердое и беспощадное, способное не только причинить вред здоровью такелажника, но и привести к гибели.
Как известно, управляемые катки снабжены съемными рукоятками. Они то и являются самой опасной составной частью такелажного приспособления.
При перемещении фрезерного станка ФП-17 массой более 17000 кг из одного производственного помещения в другое, на расстояние около 70 метров, ввиду сложной конфигурации и опасности перелома продольной части станка, было принято решение для надежности производить перемещение на 6 управляемых платформах, без погрузки на автотранспорт.
Важно! Перед началом движения необходимо в обязательном порядке тщательно очистить от посторонних предметов поверхность, по которой будет осуществляться перемещение оборудования.
Внутри помещения, в котором был произведен демонтаж оборудования, наливные полы были подготовлены соответствующим образом согласно ППР. Две из шести платформ были установлены в точках пересечения горизонтальных осей станка. Такелажники, управляющие именно этими катками, неизбежно должны были находиться в секторе ограниченном, с одной стороны, станиной, с другой стороны, столом.
Понимая опасность положения, один из такелажников предложил воспользоваться «изобретением», о котором обязательно расскажу позже. Но так как для применения этого «изобретения» необходимо было доставить соответствующий инвентарь к месту работ, а расстояние перемещения было невелико, то никто не отреагировал на замечание. Пресловутый русский «авось».
Как только станок преодолел границу помещения, и подкатные платформы соприкоснулись с асфальтированной поверхностью, одна из них резко изменила направление движения, под каток попала обычная гайка. Находясь в «жесткой сцепке» с рукояткой, такелажник стремился до последнего удержать ее в положении параллельном движению, но силы оказались не равны. Вспомните о массе станка и представьте, какое создается усилие при давлении станка на каток. Рукоятка отбросила такелажника, управляющего этой платформой, в сторону стола. Только благодаря быстрой реакции находящегося рядом на своей точке управления коллеги, который подставил свое плечо, уже потерявший равновесие такелажник избежал удара головой о станок.
Это был уже четвертый перемещаемый станок этой серии по одному маршруту, и до этого дня не было никаких происшествий. Чтобы не допустить повторения ситуации, было принято решение дополнительно очистить маршрут следования, прибегнув к помощи уборочной техники. Все участники операции перемещения с осознанием того, что ничто не мешает успешно завершить начатую работу, продолжили движение.
Уверенно преодолев расстояние между корпусами, уже повернув на 90 градусов и направив станок в створ ворот помещения, произошло еще одно происшествие, которого никто не ожидал. На сей раз жертвой стал тот, кто всегда был образцом дисциплинированности и находчивости. Именно этот рабочий когда-то давно применил «изобретение»: из-за невозможности поднять рукоятку платформы (мешал навесной шкаф управления) до удобной для маневрирования высоты, набросил на рукоятку простой текстильный строп.
Не единожды использовал он и другие работники этот способ управления, удобный, а главное, безопасный. При таком методе управления, в случае соударения с твердой поверхностью, на мягкие ткани будет воздействовать только масса тела такелажника, а не направленное давление жесткой металлической рукоятки, созданное многотонным объектом.
Перед самым въездом в помещение описанная выше ситуация повторилась, но уже с катком нашего «изобретателя»... Читать далее на странице "Безопасность работ" сайта автора.