31.08.2019 02:19
Консультации.
Просмотров всего: 343656; сегодня: 5.

Когда происходят "крановые инциденты", их причиной становятся ошибки

Когда происходят

Когда происходят так называемые крановые инциденты, их причиной становятся ошибки, допущенные при планировании операции подъема. Действительно, довольно часто проблема заключается не в нарушении, а в полном отсутствии того, что можно нарушать, другими словами какого либо планирования. Несложные, рядовые операции по подъему можно безопасно выполнять без письменного плана и особых инструкций, при условии, что задействованный персонал должным образом подготовлен и проинструктирован, имеет соответствующие разрешительные документы, подтверждающие квалификацию крановщиков, такелажников, стропальщиков, альпинистов, грузчиков. Все участники процесса подъема груза, должны быть перечислены в специальной графе наряда - допуска, с указанием их специальности и квалификации. Каждый из них своей подписью, должен подтвердить факт ознакомления с условиями выполнения данной работы. Однако для подъема особой сложности необходимо исключительно письменное руководство - план производства работ (ППР).

Давайте вместе рассмотрим оптимальный вариант плана подъема груза.

Сложная, нестандартная операция подъема - это операция, при которой:

- поднимаются нестандартные или опасные грузы;

- подъемы выполняются в сложных, опасных или стесненных условиях;

- подъем выполняется в необычных условиях;

- при подъеме требуется более одного подъемного устройства или используется специальное подъемное оборудование. (https://www.takelagg.ru/bezopasnost-rabot)

При составлении ППР необходимо руководствоваться нормами и правилами, принятыми в РФ, регламентирующими производство данного вида работ, а также лучшими отечественными и мировыми практиками. Ни один официальный документ не может предусмотреть всех возможных отклонений от норм, закрепленных в законодательстве. В этом контексте адекватное планирование является одним из ключевых требований правил подъема и использования механизмов, для осуществления безопасного проведения работ.

В последние годы письменные планы стали намного более распространенными и востребованными, особенно при выполнении подрядных работ на территории заказчика. К сожалению, содержание этих ППР, часто не соответствует лучшей практике. Фактически, подготовка данного документа - это важный и ответственный этап в выполнении подъема груза. В нашем случае выражение «как назовешь лодку, так она и поплывет» - попадание в точку. Является ли он адекватным образом адресованным всем участникам подъема, представлена ли информация кратким, понятным языком и применим ли он на практике, - такие аспекты часто игнорируются. Такой «документ», вероятно, будет томиться в «файловом заточении» и никогда не будет упоминаться, если что-то пойдет не по сценарию. Такой подход при проведении особо опасных работ, недопустим, а порой преступен.

Чтобы быть эффективным, план производства работ должен быть доступен для всего ключевого персонала. ППР должен быть представлен в стиле, удобном для ознакомления исполнителями и ответственными за проведение работ. В нем должны быть использованы стандартные и профессиональные термины. В тексте необходимо избегать жаргона и сленга. Точно так же следует избегать аббревиатур, если они не расшифровываются. План должен иметь соответствующий уровень детализации. Это не «руководство идиотами», но он обязательно должен предусмотреть все этапы и детали, которые должен обязательно учесть специалист при выполнении операции подъема груза.

Отправной точкой для плана должно быть четкое описание того, какая цель должна быть достигнута в результате подъема. Например, если это операция по демонтажу и монтажу технологического оборудования, конечной целью будет установка нового объекта такелажа на подготовленный фундамент или опоры.

Каждый ППР должен иметь оценку степени риска. Примеры могут включать постоянные источники шума, тепла или химического воздействия, и другие опасности, требующие средств индивидуальной защиты, проведение работ в зоне движения автомобильного и технологического транспорта. Оценка риска для операции подъема должна быть сосредоточена на любых дополнительных опасностях, связанных с подъемом, или на любом риске, связанном с постоянными опасностями, которые могут возникнуть вследствие операции подъема.

Во многих планах я видел оценки рисков, которые повторяют все стандартные ситуации и требования безопасности. Но для исполнителя наиболее важным должно быть то, что является новым или опасным. Нет никакого вреда в добавлении стандартных процедур для их сообщения, но, пожалуйста, не используйте их таким образом, чтобы маскировать то, что важно и характерно для выполнения конкретной операции. Аналогичным образом я видел оценки рисков, которые включают временные опасности, такие как те, которые возникают в результате изменения погоды, наблюдающейся в то время, когда проводится оценка риска. Они могут быть неактуальными во время реализации плана. Таким образом, риски связанные с погодными условиями необходимо оценивать непосредственно на момент проведения операции подъема.

Далее следует этап проведения подъемной операции. По сути, это последовательность событий, начинающихся с подготовительной работы. Этот этап включает в себя установку или монтаж подъемного оборудования, подготовку груза и зон, где груз должен подниматься, перемещаться и опускаться. Он также может включать получения разрешения на работу, согласованные с заказчиком. (https://www.takelagg.ru/montazh-i-demontazh)

В совокупности операций, которые предстоит выполнить мобильному крану, свободный подъезд к участку и несущая способность площадки являются ключевыми, так же как и площадь, доступная для установки крана, соответственно при работе внутри помещения- высота. Невозможно переоценить важность решения этих вопросов на ранней стадии. То, что может считаться простой рутинной операцией подъема, когда кран находится на твердом покрытии, становится довольно сложным, когда, например, кран должен работать с верхней части мягкой насыпи.

Основные операции, выполняемые с использованием крана, часто связаны с другими грузоподъёмными механизмами (погрузчики, манипуляторы, стационарные ГПМ) для подготовки всего необходимого для основной операции подъема. В то время как операция подъема, которую должен выполнять основной кран, может быть хорошо спланирована, операции, выполняемые этими вспомогательными механизмами, часто пропускаются или рассматриваются как обычные простые операции подъема. Это может быть не так. Для целей планирования представляется более практичным рассматривать такую работу как отдельные операции по подъему, но необходимость ее выполнения должна быть включена в основной этап плана.

Разумеется, очевидно, что грузоподъемность и вылет стрелы крана должны соответствовать массе перемещаемого груза и высоте подъема. Это важно, так как произошло много инцидентов с применением крана, где мощность крана была недостаточной, с учетом радиуса, высоты подъема и формы груза. Другая довольно частая причина - невозможность полностью развернуть аутригеры из-за нехватки места. Такие инциденты свидетельствуют о неспособности адекватно исследовать участок проведения работ и детально подготовить операцию подъема, еще до выбора крана.

Использование крана может потребоваться еще на этапе подготовки, прежде чем начнется основной подъем. Если это так, то, возможно, лучше рассматривать детали такой работы как отдельную операцию, но все же обязательно включать ее в ППР.

Маршрут, по которому должен перемещаться груз, может нуждаться в подготовке, особенно если груз должен быть поднят над производственным помещением и соответственно работающим в нем персоналом, который, возможно, потребуется временно эвакуировать. Площадка для установки крана также может нуждаться в подготовке, с целью обеспечить ее достаточную пригодность. Некоторые операции по подъему могут включать ориентацию груза либо в воздухе, либо при подъеме или опускании. Способ применения этого элемента и указание на то, что он должен быть выполнен, также включается в план.

Затем в плане должны быть указаны необходимое оборудование и персонал. Список оборудования должен быть как можно более конкретным, особенно если для выполнения работы требуются такелажные устройства и механизмы специального назначения. Однако даже если необходимо использовать атрибуты общего назначения, такие как стропы, следует указать тип, грузоподъемность и длину. Иллюстрации могут быть очень полезными, если все сделано правильно. Они не должны быть произведением искусства. Эскизы, в указанном масштабе, могут показывать, какое оборудование используется, где оно используется и как оно используется. Свяжите иллюстрации со списком оборудования. Например, просто укажите каждый элемент в списке оборудования и используйте те же цифры на иллюстрации. При необходимости аннотируйте иллюстрации, чтобы объяснить, как используется элемент.

Если впоследствии опыт данного подъема придется повторить, например, применительно к подобной операции, подумайте о том, чтобы делать снимки во время операции подъема для дальнейшего использования. Теперь, когда цифровые камеры являются обычным явлением, это простой и дешевый способ добавить значимый практический аргумент в будущий план.

Список персонала, должен включать весь персонал, необходимый для подготовки и самого этапа подъема груза, если это не рассматривается отдельно. При выполнении операции подъема повышенной сложности, в списке должны быть указаны лица, в процессе подъема будут выполнять функции сигнальщиков и операторов связи с машинистом крана. Надлежащий надзор необходим, особенно если операция требует использования переговорных устройств для координации действий двух или нескольких работников.

Метод связи с водителем крана должен быть включен в план. В зоне прямой видимости сигналы, подаваемые при помощи рук, как правило, являются лучшим вариантом. Существуют стандартные системы сигналов, тем не менее, есть также варианты, поэтому убедитесь, что все участники знакомы с используемой системой. Альтернативой является голосовая связь либо по радио, либо с помощью жесткой проводной системы. В любом случае элемент сигнализации должен быть прописан в ППР, чтобы избежать недоразумений. Локальный шум и помехи, а также акцент человека могут сделать сообщение непонятным. Количество людей, подключенных к системе, должно быть сведено к минимуму, в идеале - только водитель, сигнальщик и руководитель работ. Однако это не всегда практично. Любое сообщение команды движения должно быть понятно, кому оно обращено, и от кого оно исходит. Исполнитель должен повторить сообщение команды в качестве подтверждения. Это позволяет отправителю проверить правильность понимания команды и принять быстрые корректирующие меры.

Еще одним важным аспектом в процессе перемещения груза, является право любого из участников работ, в случае только ему видимой опасности, голосом подать команду «Стоп». Почему это важно, вы сейчас поймете. (https://www.takelagg.ru/slozhnye-takelazhnye-raboty)

При демонтаже мостового опорного крана с целью замены концевых балок был подготовлен ППР, в котором было учтено практически все, о чем мы говорили выше. Работы проводились в короткие сроки и опытными специалистами. Работа была аварийная и сверхурочная. Персонал приступил к работам и строго выполнял все требования плана. Длина пролетной балки составляла 19.5 метра, поэтому при определении центра строповки были учтены вес приводов передвижения крана, частотных преобразователей, токосъемника, кабеля электрического тельфера. Тельфер находился по центру балки. Для ориентации в воздухе к обеим концевым балкам были закреплены канаты-растяжки.

Произведя пробный подъем и убедившись, что груз распределен равномерно и отрыв приводных колес обеих сторон от подкрановой балки происходит одновременно и без перекоса, руководитель начал демонтаж. В этот самый момент один из такелажников увидел, что тельфер весом около тонны, слегка... Читать далее на сайте.


Ньюсмейкер: ТакелажЪ — 11 публикаций
Поделиться:

Интересно:

История ювелирного дела в России
21.11.2024 17:36 Аналитика
История ювелирного дела в России
С древних времен людей привлекают изделия из драгоценных металлов. Современные ювелиры в основном специализируются на изготовлении украшений, но исторически эти мастера также производили столовое серебро, декоративную и полезную утварь, а также церемониальные и религиозные предметы...
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
21.11.2024 09:04 Новости
Аэронавты, совершившие первый в истории полет на воздушном шаре
241 год назад состоялся первый в истории полет человека на воздушном шаре, который изобрели братья Монгольфье. 21 ноября 1783 года из замка в окрестностях Парижа в полет на чудо-аппарате диаметром 15,5 метра и высотой 24 метра, отправились французы - физик Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз...
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
20.11.2024 13:56 Аналитика
В РФ более 6,7 млн женщин ведут деятельность как ИП или самозанятая
В России осуществляют деятельность 4,22 млн индивидуальных предпринимателей, из которых 1,75 млн – женщины. Доля женского предпринимательства среди ИП последние годы относительно стабильна и составляет 41,5%, говорится в исследовании Корпорации МСП, приуроченном ко дню женского...
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
20.11.2024 11:37 Мероприятия
Что ждет участников Московской молодежной антарктической экспедиции
В столице объявили участников Московской молодежной антарктической экспедиции. По итогам отбора количество мест было увеличено с 11 до 13. Теперь школьники и студенты колледжей смогут отправиться в уникальное путешествие на самый недоступный континент нашей...
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
20.11.2024 10:05 Аналитика
О введении в России бумажных денег (ассигнаций) в XVIII веке
29 декабря 1768 г. (9 января 1769 г.) Императрица Екатерина II издала Манифест об основании двух ассигнационных банков и выпуске ассигнаций. На учреждённые в Санкт-Петербурге и Москве банки был возложен обмен медных денег на государственные ассигнации четырёх достоинств:...