12 марта 2018 года Фонд развития гражданского общества (ФоРГО) провел круглый стол «Выборы–2018: специфика, тенденции и прогноз результатов».
В ходе круглого стола его участники отмечали, что дебаты стали отличительной чертой предвыборной кампании.
Состоялась презентация доклада Центра изучения новых коммуникаций «Пульс дебатов: реакция пользователей социальных сетей».
В этом исследовании была изучена реакция пользователей социальных сетей и блогосферы на дебаты-2018. Аналитическим инструментом послужила платформа Crimson Hexagon Forsight, используемая для статистического мультиязычного анализа big data социальных сетей. Исследовались посты соцсетей и блогосферы, опубликованные с 26 февраля по 9 марта 2018 года.
Полноценная премьера дебатов на «Первом канале» и телеканале «Россия-1» состоялась 28 февраля. Первый эфир программы «Выборы-2018. Дебаты с Владимиром Соловьевым» также стал единственным выпуском, когда в студии собрались все кандидаты (за исключением Владимира Путина). Главным событием этих дебатов стала перепалка между Ксений Собчак и Владимиром Жириновским. По мнению эксперта, интерес к эфиру также подстегнуло оглашение Владимиром Путиным 1 марта Послания Федеральному собранию, так как Послание вызвало в блогосфере неизбежные сравнения участников дебатов с действующим президентом.
1 марта внимание блогосферы привлек демарш Павла Грудинина, который отказался от дальнейшего участия в дебатах и обвинил Центризбирком и телеканалы в намеренном превращении эфира в «балаган». На волне конфликта Собчак и Жириновского, оглашения Послания и общей новизны дебатов, как считают эксперты, 1 марта был зафиксирован максимальный уровень интереса к ним в блогосфере – в этот день им было посвящено свыше 40 тысяч сообщений.
Вместе с дебатами кандидатов на федеральных телеканалах стартовали выступления их представителей и на региональных телепрограммах, в которых, в частности, приняли участие доверенные лица Владимира Путина. Региональные версии дебатов были проигнорированы блогосферой.
Негативно сказался на популярности дебатов, по мнению аналитиков, отказ от участия в них Владимира Путина. Еще один фактор – неудачно выбранное время трансляций на основных телеканалах – «Первом» и «России» (в 8 утра и 11 вечера соответственно). Сами участники дебатов не раз критиковали формат мероприятий: звучали такие сравнения, как «цирк», «балаган», «симулякр» и так далее. Такое отношение кандидатов и их представителей к дебатам, безусловно, оказало влияние на настроения блогосферы.
Всего за исследуемый период с 26 февраля по 9 марта предвыборные дебаты упоминали в 161 574 сообщениях.
Самыми яркими дебатами стал эфир от 28 февраля – на него пришлось свыше 40% от всех упоминаний дебатов, он также задал тон всему формату мероприятия и поднял темы, активно обсуждаемые впоследствии: конфликт Собчак и Жириновского, а также несостоятельность кандидатов на фоне действующего Президента.
Явным лидером по упоминаемости и главной героиней дебатов стала Ксения Собчак – ей было посвящено 30% сообщений. Пользователи отмечали, что К.Собчак очень уверенно чувствовала себя в скандальной атмосфере дебатов, порой переигрывая Владимира Жириновского.
Владимир Путин по числу упоминаний уверенно опередил всех кандидатов, за исключением Собчак, его упоминали в 19% сообщений. Сторонники Путина отмечали, что дебаты еще больше убедили их в том, что у действующего президента на данный момент нет реальной альтернативы, так как данные остальных кандидатов не соответствуют высшему государственному посту. Некоторые пользователи настаивали на том, что дата обращения Путина с Посланием к Федеральному собранию была выбрана неслучайно: выступление президента на тему развития экономики страны и улучшения ее обороноспособности явилось контрастом со скандальностью дебатов.
Участие в дебатах Владимира Жириновского стало темой 19% сообщений. Пользователи отмечали, что лидер ЛДПР очень точно подметил многочисленные несоответствия в выступлениях Павла Грудинина и напомнил зрителям о том, что зарубежное имущество кандидата противоречит российскому законодательству.
Павла Грудинина упоминали в 15% сообщений.
Дебаты интересовали прежде всего мужскую аудиторию – их комментировали 67% мужчин против 33% женщин. Такое соотношение является достаточно типичным для обсуждения политических тем.