В марте 2010 г. Маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование российского рынка грузоперевозок.
Наибольший объём грузов в 2009 году был перевезён автомобильным транспортом – около 81%, ещё 17% перевозок пришлось на железнодорожный транспорт. Доли остальных видов транспорта в структуре перевозок незначительны.
По показателю грузооборота лидирует железнодорожный транспорт – 85% грузооборота приходится на него, далее следует автомобильный транспорт (8,2%), морской (4,4%) и внутренний водный (2,4%).
В 2009 году индекс тарифов на грузоперевозки всеми видами транспорта оставил 117,4%, при этом рост тарифов на грузоперевозки железнодорожным транспортом составил 100,6%, а тарифы на грузоперевозки автомобильным транспортом снизились до уровня 97,5% к 2008 году.
В 2009 году грузооборот на железнодорожном транспорте снизился до 1865,9 млрд. тонно-километров (-11,8% к 2008 г.). Всего по железной дороге было перевезено 1108 млн тонн грузов (-15%).
На железнодорожном транспорте наблюдается тенденция уменьшения объёма перевезённых грузов и грузооборота ОАО «РЖД». Это связано, в первую очередь, с созданием его дочерней структуры – «Первой грузовой компании»; в 2010 году планируется завершить создание «Второй грузовой компании».
На рынок автомобильных автоперевозок кризис сказался в очень значительной степени, так в 2009 году объём грузоперевозок автомобильным транспортом (5240,5 млн. т) составил 76,0% к уровню 2008 года, показатель грузооборота (180,1 млрд. т-км) за 2009 года составил 83,3% от уровня 2008 года. Согласно этим данным, падение объёмов грузоперевозок было более значительным, чем падение грузооборота, что свидетельствует о тенденции увеличения расстояния перевозок при уменьшении массы перевозимых грузов.
В 2009 году, по данным Росстата, объём погрузки на внутреннем водном транспорте составил 96,6 млн. т (64% к уровню 2008 года), грузооборот – 52,6 млрд. тонно-километров (83%).
Наименее пострадал от кризиса рынок грузоперевозок морским транспортом. В 2009 году объём грузоперевозок морским транспортом увеличился по сравнению с уровнем 2008 года на 6,6% и составил 37,3 млн. т. Грузооборот морского транспорта увеличился на 16,1% и составил 97,5 млрд. т-км.
По итогам 2009 года спад в объёме перевезённых грузов авиационным транспортом составил 30%, а в грузообороте – 5,5%. Показатель объёма перевезённых грузов (0,7 млн. т) упал ниже уровня 2000 года, но грузооборот (3,5 млрд. т-км) снизился незначительно, не опустившись ниже показателя 2007 года. В 2009 году отрасли несколько помогло падение цен на авиационный керосин.
Рынок страхования грузов в 2009 году также пострадал от кризиса, однако мнения экспертов по поводу изменения структуры рынка разнятся. Наиболее часто страхуются грузы, перевозимые автотранспортом, а наименее часто – перевозимые авиационным транспортом.
В первом полугодии 2009 года страховые премии по страхованию грузов составили 7 011 167 тыс. руб., страховые выплаты были в 5,7 раза меньше премий и составили 1 231 904 тыс. руб.